Первой жертвой одновременного действия новых норм закона об инсайде и Кодекса об административных правонарушениях стал Сбербанк. Согласно поправкам к КоАП, ЦБ обязан штрафовать банки за любые нарушения антиотмывочного закона, а по закону об инсайде — публично раскрывать информацию об этих санкциях. При этом информация о банковских нарушениях по закону публикуется в таком формате, что способна нанести банку, допустившему, как Сбербанк, лишь технические нарушения, репутационный ущерб.
Сбербанк привлекается к ответственности по ст. 15.27 КоАП за нарушение требований антиотмывочного закона (115-ФЗ), сообщил вчера ЦБ в разделе «Инсайдерская информация» своего сайта, не указав, какие конкретно действия банка вызвали недовольство регулятора. В Сбербанке «Ъ» пояснили, что на банк наложен штраф в минимальном размере 50 тыс. руб. за «нарушение срока (один день) предоставления сведений о двух операциях, совершенных в апреле 2011 года». Нарушение «носит единичный характер и обусловлено техническими сбоями в системе контроля», добавили в банке.
Закон об инсайде, предполагающий публичное раскрытие, в частности, Банком России инсайдерской информации, вступил в силу осенью прошлого года. ЦБ начал публиковать информацию в соответствии с разработанным им перечнем с начала 2012 года, однако до вчерашнего дня сообщалось лишь о завершении проведения проверок в банках, выдаче лицензий и регистрации эмиссий ценных бумаг.
В Банке России сообщили, что регулятор, публикуя информацию о санкциях за нарушение антиотмывочного закона, прямо исполняет норму закона об инсайде. Ею же регламентируется и объем раскрываемых сведений. При этом публиковать данные о том, является ли нарушение 115-ФЗ техническим или нет, не представляется возможным: такой классификации ни в КоАП, ни в законе «О противодействии легализации…» нет. До вступления в силу закона об инсайде ЦБ проводил существенно более закрытую политику относительно примененных к банкам мер воздействия. «В том числе из опасений, что подобная информация может быть неправильно истолкована со всеми вытекающими последствиями»,— заявили в ЦБ.
Раскрывая информацию о нарушении банком антиотмывочного закона без детализации, ЦБ сейчас актуализирует этот риск, отмечают эксперты. «Подобные сообщения регулятора, публикуемые с определенной периодичностью, скажутся на репутации банка негативно,— указывает начальник департамента финансового мониторинга и валютного контроля Нордеа-банка Ирина Мусорина.— Природу этих сообщений поймут только российские контрагенты банков, а зарубежные в тонкостях нашего законодательства могут запутаться». «Технические нарушения допускаются всеми банками, и логично предположить, что чем больше банк, тем чаще в нем возможны ошибки»,— говорит председатель комитета Ассоциации российских банков по вопросам противодействия отмыванию и комплаенса Александр Наумов.
После вступления в силу с начала 2011 года поправок к КоАП Банк России обязан (а не имеет право, как до этого) штрафовать банки за любое нарушение антиотмывочного закона. В результате только за первую половину 2011 года ЦБ возбудил 450 дел об административных правонарушениях по данному основанию, при том что большинство нарушений связано с невозможностью банков соблюсти сроки подачи информации в Росфинмониторинг. «Думаю, теперь ЦБ начнет раскрывать довольно много информации о нарушениях антиотмывочного законодательства, связанных именно с ошибками»,— прогнозирует господин Наумов. По его мнению, избежать возникающих в связи с этим репутационных рисков для российских банков можно, введя в КоАП классификацию нарушений 115-ФЗ.
Ольга ШЕСТОПАЛ, Светлана ДЕМЕНТЬЕВА