Владельцы Polymetal и Polyus Gold ведут переговоры о слиянии обеих компаний, сообщило Bloomberg со ссылкой на два осведомленных источника. Менеджмент в них не участвует, передало агентство. Вскоре Polymetal выпустила сообщение о том, что компания «не вовлечена в какую-либо дискуссию по поводу объединения с Polyus». Это, впрочем, никак не противоречит информации о переговорах между собственниками. Их факт «Ведомостям» подтвердили два источника, близких к участникам переговоров. Один из них подчеркнул, что обсуждение пока на начальной стадии. Другой отметил, что для сделки потребуется одобрение правительственной комиссии по иностранным инвестициям. Но пока соответствующее разрешение даже не запрашивалось.
Polyus Gold — крупнейший в России производитель золота, Polymetal — серебра и четвертый — золота. Объединенная компания может занять 6-е место в мире по объемам добычи золота, констатирует аналитик UBS Кирилл Чуйко. На нее придется почти треть добычи золота в России (см. график). Акции торгующихся на LSE Polyus Gold International и Polymetal International взлетели в четверг на возобновившихся слухах о возможном слиянии обеих компаний. На 20.30 МСК капитализация Polyus выросла на 1,88% до $9,88 млрд, капитализация Polymetal — на 6,64% до 4,4 млрд фунтов стерлингов ($6,86 млрд).
Но как раз это может привести к возникновению сложностей со сделкой. Ведь в России появится абсолютный лидер золотодобычи с головной компанией в Британии, это может стать причиной пристального внимания со стороны российских властей и увеличит политические риски, считает инвестбанкир одного из международных банков.
У Polyus уже есть сложности с получением в этой комиссии такого разрешения: она все еще не одобрила перевод ОАО «Полюс золото» под контроль британской Polyus Gold plc.
Впрочем, эта сложность не должна повлиять на возможную сделку: технически ее можно структурировать таким образом, чтобы не пришлось дожидаться разрешения, отмечают два источника «Ведомостей», не вдаваясь в подробности. Препятствий для Polymetal, которая уже «переехала» в Великобританию и вошла в индекс FTSE 100, с точки зрения объединения с компанией за его пределами также нет, добавляет один из них. Но объединяться, по мнению Чуйко, намного выгоднее на базе Polyus. У Polymetal существуют ограничения по минимальному объему акций в свободном обращении (не менее 50%). Polyus пока не входит в FTSE 100 и аналогичных ограничений не имеет. Аналитики UBS подсчитали, как могут распределиться доли среди основных акционеров обеих компаний: Сулейман Керимов может получить 26,3%, Михаил Прохоров — 25,2%, Петр Келлнер — 7,2%, Александр Несис — 6,1%, Александр Мамут — 3,5%. У компании будет около 26,5% акций в свободном обращении и квазиказначейский пакет в размере 4,9%.
Это уже не первый случай, когда крупнейших российских золотодобытчиков сватают друг другу, подчеркивает сотрудник одного из российских банков. Пару лет назад по рынку ходили разговоры о том, что компании обсуждали объединение, но не смогли договориться по цене. Polymetal хотела получить премию, объясняя это тем, что у компании лучше получается реализовывать и запускать запланированные проекты: из пока что не запущенных проектов у Polymetal только Майское месторождение, в то время как Polyus собирается запустить Нежданинское в 2016 г. и первую очередь Наталкинского в 2014 г., добавляет он.
Очевидных операционных синергий в объединении нет, полагает Чуйко. Есть лишь один очевидный плюс. После объединения компаний у них откроются новые возможности для приобретения активов за рубежом. Впрочем, крупных сделок по слияниям и поглощениям, которые могли бы быть аналогичны объединению, ждать не стоит, уверен аналитик «Тройки диалог» Михаил Стискин.
Представители «Онэксима», группы ИСТ, PPF, «Нафта-Москва» и Polyus Gold отказались от комментариев.
Галина КАМНЕВА, Антон ТРИФОНОВ