Благодаря тому, что так счастливо складываются звезды, нам как банку в лице компании «Спортмастер» удалось найти партнера, который готов был пойти с нами в опасное путешествие и первым пройти все эксперименты. А экспериментов было несколько. Значит, все было первым, абсолютно первым на рынке России.
Первые платежи в юанях были сделаны в 2010 г., то есть не такой уж долгий путь. Мы сделали постфинансирование аккредитивов. Первые сделки проходили достаточно нервно. Сейчас уже более 30 операций сделано, и не только «Спортмастер» работает теперь с нами по этому виду продуктов. Размещение депозитов в юанях мы сделали летом, это было для нас большим событием. И был такой беспрецедентный случай — оплата контрактов рублями. Я не знаю, были ли инструкции у китайских поставщиков, что делать с рублями, но они их приняли. По поводу преимуществ я не буду рассказывать, потому что Дмитрий [Барков], в принципе, сказал об этом.
Позволю себе предположить, почему «Спортмастер» согласился именно с ВТБ отправиться в такое путешествие. Потому что к тому были предпосылки. У ВТБ достаточно давно представительство в Китае, и сейчас мы имеем уникальный статус: теперь у нас есть филиал, который находится в Шанхае, — с одной стороны, это юридическое лицо, которое базируется в Китае, с другой — это филиал российского банка, соответственно, он подчиняется валютному законодательству и вообще полностью законодательству РФ. Существенный момент на фоне того, что Дмитрий обрисовал: китайский рынок не такой простой, крупные китайские компании готовы принимать расчеты в юанях и готовы работать, используя неаккредитивную форму расчетов, а вот средние компании — не всегда. Вот в этом случае нужна команда профессионалов, которые есть у нас в филиале. Помимо того что они говорят на китайском языке, они еще понимают специфику этого региона. И процедуры, которые поставщики должны пройти для того, чтобы участвовать в этом способе финансирования для проведения расчетов по поставкам. Это люди, которые понимают, могут поехать, объяснить, помочь в проведении переговоров. На Forex мы и в России являемся одним из основных банков, который осуществляет конверсионные операции с юанями, и мы и на китайской валютной бирже являемся маркет-мейкером. Не буду говорить про синергетический эффект — понятно, что группа большая и в силу ряда причин имеет большие возможности.
Хотела еще сказать по поводу документарных операций — использования их в расчетах с поставщиками, именно с Китаем. Вещь полезная, поскольку имеет дисциплинирующий характер для поставщика. Достаточно давно говорила с многими компаниями — нон-фуд-ритейлерами, которые в большом объеме импортируют товары из Китая: например, почему бы вам не перейти на документарную форму расчета. Все они отвечали: «Какая документарная форма? Мы никак нормально документы отработать не можем!» Но, во-первых, китайская сторона готова работать по аккредитивам — это раз, такие изменения есть, и мы их видим, и объем этих операций растет существенно. И второе: физическое наличие банка в Китае — то есть мы тоже готовы помочь в плане отработки документации, чтобы не было проблем в момент раскрытия аккредитива. И, естественно, соблюдение сроков, качества и объемов поставки. Потому что при аккредитивной форме иначе сложно будет получить свои деньги.
Помимо того, что мы делали вместе со «Спортмастером», у нас был опыт достаточно крупных сделок в части выставления гарантий в пользу китайских партнеров. Мы работаем с китайским экспортным страховым агентством, то есть, если для финансирования нужна будет более крупная долгосрочная сделка, это мы тоже можем делать.
И небольшая такая иллюстрация на предмет того, что интерес взаимный. Был опыт у ВТБ, мы были третьими, кто сделал это размещение на рынке после «Макдональдса» и «Катерпиллера», мы делали размещение облигационного займа, так называемого
Юлия Голыгина
В 1994 г. окончила Академию управления (факультет международных экономических отношений). Начала карьеру в Dresdner Bank (Германия). В 2004—2011 гг. — старший вице-президент Росбанка. С марта 2011 г. по настоящее время — руководитель одного из управлений банка ВТБ по работе с корпоративными клиентами
ВТБ
Банковская группа. Крупнейший акционер — правительство РФ (75,5% акций). Капитализация (ММВБ) — 693,6 млрд руб. За 9 месяцев 2011 г., по МСФО, активы составили 6,34 трлн руб., капитал — 625,1 млрд руб., прибыль — 72,6 млрд руб.
Юлия ГОЛЫГИНА
Автор — вице-президент банка ВТБ