Сбербанк лишает свои территориальные банки функций прямого управления операционной деятельностью в тех городах, где они базируются. Управлением бизнесом в 14 региональных центрах займутся новые головные отделения Сбербанка (ГОСБ). Сосредоточение в одном месте руководителей, распоряжающихся огромными кредитными лимитами тербанка, и региональных властей в Сбербанке сочли «не совсем оптимальным с точки зрения распределения управленческой ответственности».
О том, что Сбербанк, обладающий крупнейшей в стране сетью отделений (19,2 тыс. точек), реструктурирует систему управления ими, «Ъ» рассказали в госбанке. В результате реформы у территориальных банков Сбербанка отнимаются функции операционного управления сетью, которые передаются вновь созданным головным отделениям Сбербанка.
В Сбербанке существует многоуровневая система управления филиальной сетью. Наиболее крупными структурными единицами, подчиняющимися центральному аппарату, являются территориальные банки, которым, в свою очередь, подотчетны головные отделения Сбербанка. ГОСБ управляют отделениями на подведомственной территории. На текущий момент в Сбербанке выделено 17 тербанков и 64 ГОСБ.
До настоящего времени в тех городах, где базируются офисы тербанков, не существовало ГОСБ и руководство тербанков осуществляло операционное управление бизнесом в таких крупных центрах, как, например, Екатеринбург или Нижний Новгород. «Эта бизнес-модель предусматривала управление сетью напрямую аппаратом тербанка, что было не совсем оптимально с точки зрения распределения управленческой ответственности»,— заявили в пресс-службе Сбербанка. В результате в конце 2011 года правлением Сбербанка было принято решение о создании ГОСБ и в городах, где находятся офисы тербанков.
Исключением стали Московский тербанк, Северо-Западный тербанк (обслуживает Санкт-Петербург, где и базируется, а также Ленинградскую, Мурманскую, Калининградскую, Псковскую, Новгородскую области и Карелию) и Среднерусский тербанк (главный офис в Москве, обслуживает Московскую, Тверскую, Калужскую, Брянскую, Смоленскую, Тульскую и Рязанскую области). В этих регионах не было необходимости в реструктуризации сети, заявили в пресс-службе Сбербанка, не уточнив причин такого исключения.
О том, что скрывается за официальной формулировкой «неоптимальное распределение управленческой ответственности», собеседники «Ъ» согласились говорить только на условиях анонимности. «В городе, где располагается офис тербанка, местная администрация зачастую оказывает давление на его руководство, распоряжающееся большими лимитами по выдаче кредитов, чем ГОСБ, и сосредоточение у руководства тербанка функций по прямому управлению бизнесом в городе облегчало возможность влияния на кредитную политику банка»,— говорит один из собеседников «Ъ», близкий к региональному менеджменту Сбербанка. Такая проблема в госбанке, по словам источника «Ъ», назрела давно (см. справку), ее глубину иллюстрирует следующая статистика: «В Уральском тербанке, обслуживающем обширные территории (Свердловскую, Челябинскую, Курганскую области и Башкирию.— «Ъ»), порядка 40% выдачи кредитов до нововведений приходилось на Екатеринбург, где сидит руководство тербанка».
«Преобразования в Сбербанке нацелены как раз на ослабление позиций местных руководителей, и не случайно возглавить вновь созданные ГОСБ Сбербанк предлагает топ-менеджерам, приглашенным из коммерческих банков»,— продолжает собеседник «Ъ». Так, во вновь созданное ГОСБ в Ростове-на-Дону, где базируется офис Юго-Западного банка, приглашен Дмитрий Суховерхов, прежде отвечавший за бизнес в этом регионе в МДМ-банке. В МДМ-банке уход господина Суховерхова подтвердили, в Сбербанке не комментируют планируемые назначения. Кроме того, по информации «Ъ», в настоящее время обсуждается переход в Сбербанк на должность главы одного из новых ГОСБ из МДМ-банка Сергея Тимофеева, до недавнего времени возглавлявшего этот банк.
«Корректировки в системе управления госбанком представляются логичным шагом на пути продолжающейся трансформации доставшейся в наследие от советского времени громоздкой структуры в эффективный рыночный институт»,— оценивает преобразования в Сбербанке зампред правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко.
Перегибы на местах
15 февраля «Российская газета» сообщала о том, что Михаил Золотарев, несколько лет возглавлявший Юго-Западный тербанк Сбербанка, обвинен в злоупотреблении служебными полномочиями, дело передано в суд. По версии следователей, благодаря ему крупная строительно-инвестиционная компания в обход решения кредитного комитета банка смогла получить кредит почти на 400 млн руб. Следователи Главного управления МВД по ЮФО классифицировали действия банкира как злоупотребление полномочиями (ч. 1 ст. 201 УК РФ). 25 марта 2011 года «Российская газета» сообщала об отставке главы Поволжского тербанка Виктора Щуренкова, на место которого пришел выходец из банка «Уралсиб» Дмитрий Курдюков. Отставку господина Щуренкова газета связывала с проблемными кредитами, выданными ряду компаний. С аналогичными причинами в последние несколько лет СМИ связывали уход бывшего председателя Северо-Западного тербанка Леонида Шаца и бывшего главы Удмуртского отделения Сбербанка Валентина Сухова.
Дарья ЮРИЩЕВА