Несмотря на вмешательство премьера РФ Владимира Путина, частному автозаводу Тагаз так и не удалось договориться о реструктуризации долгов с госбанками, что окончилось подачей иска о банкротстве компании.
Завод проектной мощностью более 300.000 автомобилей в год, выпускающий в том числе популярную дешевую иномарку Hyundai Accent, мог бы постепенно гасить долг, составляющий сейчас около 14 миллиардов рублей, если бы не острая нехватка оборотных средств, рассказал в интервью Рейтер председатель совета директоров Тагаза Михаил Парамонов, структуры которого, по данным СМИ, контролируют компанию.
«Мы подали иск о банкротстве, чтобы защититься от претензий кредиторов, — сказал Парамонов по телефону. — Сейчас все, что мы получаем, уходит им, а без оборотных средств завод, как известно, работать не может».
Тагаз тяжело перенес кризис, в несколько раз снизив объемы производства
«В кризис долг достигал 24 миллиардов, но нам удалось договориться с большинством банков и снизить долговую нагрузку», — сказал Парамонов.
Основная часть долга Тагаза приходится на банки с госучастием: им компания должна в общей сложности 11,4 миллиарда рублей, в том числе 5,7 миллиарда — ВТБ, 2,7 миллиарда — Сбербанку и 3 миллиарда — Газпромбанку.
В декабре прошлого года Путин объявил о реструктуризации кредита Тагаза перед госбанком ВТБ на сумму 5,8 миллиарда рублей, сообщив о снижении процентной ставки вдвое. Со Сбербанком Тагаз урегулировал отношения еще в марте 2011 года, реструктуризировав кредит на 6,5 миллиарда на 5 лет со снижением ставки.
В убытке
За весь 2011 год завод выпустил лишь 30.000 автомобилей, его оборот составил чуть менее 16 миллиардов рублей, рассказал глава совета директоров. По итогам года Тагаз получил убыток, его размер Парамонов называть не стал.
Завод выпускает сейчас легковые, грузовые, легкие коммерческие автомобили и автобусы Hyundai, китайские BYD и Chery (бренд Vortex), а также автомобили собственной разработки под брендом Tagaz.
«Единственная причина (небольшого объема производства) — нехватка оборотных средств
«Очевидно, что такие действия (иск о банкротстве) со стороны владельца предприятия нарушают логику подписанного в начале декабря прошлого года меморандума о реструктуризации долгов, — говорится в комментарии ВТБ, опубликованном на сайте банка. — Банк ВТБ будет добиваться взыскания долгов с завода в рамках российского законодательства».
Долг Тагаза не был просроченным до момента подачи иска о банкротстве, переговоры о его реструктуризации ведутся уже несколько недель, сообщил Рейтер представитель пресс-службы Сбербанка. «В связи с подачей иска о банкротстве банком будут осуществлены мероприятия по возврату средств в рамках действующего законодательства», — говорится в комментарии.
Комментарий Газпромбанка Рейтер получить пока не удалось.
Российский Тагаз не пользуется вниманием государства — компания так и не получила льгот на импорт комплектующих по постановлению о промышленной сборке, которое было подписано с рядом российских и иностранных производителей, выпускающих автомобили на территории страны.
Фаворит российского правительства в автопроме — крупнейший российский автопроизводитель Автоваз в кризис получил 75 миллиардов рублей беспроцентной ссуды от госкорпорации Ростехнологии, владевшей блокпакетом автопроизводителя.
«Это не совсем честная конкурентная борьба. Наше предприятие так и не получило льготы по промышленной сборке, а теперь госбанки требуют гасить долги, не давая возможности накопить оборотные средства», — говорит Парамонов.
«Как мы можем конкурировать с теми же иностранными автоконцернами, которые пользуются не только поддержкой своих правительств, но и российского?», — сказал Парамонов.
Глеб СТОЛЯРОВ