Уже существующую в Европе напряженность по проблеме дальнейшего существования стран в еврозоне могут усугубить обсуждаемые на встрече министров 27 стран-членов Европейского союза новые правила банковского регулирования. Об этом пишет Financial Times. Руководителям европейских Центробанков и министрам финансов предстоит найти компромисс и выбрать между дальнейшим ужесточением регулирования и возможностью сохранения роста финансовой системы Европы.
Министры должны обсудить ограничения, которые накладывают на крупнейшие банки правила, известные как стандарт «Базель-3». «Теперь решение за политиками. Дело не сдвинется с мертвой точки, пока министры не согласуют позицию», — цитирует FT министра экономики Дании Маргрете Вестагер, которая председательствует на заседании.
Обсуждаемые дополнительные требования стандарта «Базель −3» могут предъявляться к некоторым банкам на усмотрение регуляторов в случае непредвиденных обстоятельств.
Как пишет BFM.Ru, банковский бизнес в Европе регулируется национальным Центробанками, но при этом все финансовые учреждения должны соблюдать рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору.
В этих требованиях детально изложены методология расчета достаточности капитала и минимальные стандарты, которые национальные органы надзора должны утвердить в своих странах. При этом в каждой отдельной стране могут устанавливаться более строгие требования к капиталу, чем предусмотрены базельскими соглашениями. Например, в России, которая является членом Базельского комитета, установлен норматив достаточности капитала (Н1) на уровне 10%, в то время, как общие правила стандартом «Базель-3» предписывают всем банкам иметь базовый капитал первого уровня (core tier 1 capital) на уровне 7%.
В вопросах банковского регулирования Европа разделилась на несколько крупных лагерей «по интересам». Блок финансовых регулирующих органов во главе с представителями Франции выступает за более мягкие требования к банковскому капиталу. Это крыло также голосует за предоставление Брюсселю права вето в отношении решений национальных регуляторов о нормативах достаточности капитала.
Другой, более жесткой, позиции придерживается группа стран во главе с Великобританией. Представители регуляторов этих стран призывают к соблюдению минимальных требований «Базель-3» и отстаивают права Центробанка каждой страны устанавливать еще более суровые ограничения для местных банков, отмечает FT. Эту позицию разделяет ЕЦБ и сам Базельский комитет по банковскому надзору.
Еврокомиссия ранее высказалась за введение централизованного контроля за банковской деятельностью. В Еврокомиссии опасаются, что наличие различных национальных подходов к общему регулированию банковского сектора могут ослабить или даже подорвать единство европейского экономического пространства. В итоге
Учитывая, что в Европе работает более свыше 8,3 тысячи финансовых учреждений, конкурентные преимущества одних банков над другими, будут очень заметны, и, соответственно, будут более интересны для инвесторов.
Дания, которая сейчас занимает пост председателя в Евросоюзе и сохранит это место до конца июня, предлагает предоставить национальным регуляторам право устанавливать дополнительные требования к капиталу банков на уровне до 3% сверх нормативов «Базель-3». Сторонники более жесткого регулирования предлагают ввести до 5% или даже 10% дополнительных требований сверх ранее оговоренного норматива. Брюссель же планирует сохранить за собой право принятия окончательного решения о введение дополнительной планки по капиталу.
В отношении «Базель-3» спор идет вокруг соотношения размера ликвидного резерва и буферного капитала в общем капитале банков и о допустимых границах ужесточения на уровне отдельных стран. Новые требования будут означать необходимость привлечения дополнительных ликвидных средств в капитал, в первую очередь за счет эмиссии акций кредитных организаций. Это в наибольшей степени затронет банки Франции и Германии, поэтому они и выступают за смягчение требований, считает старший партнер BDO в России Антон Ефремов.
Без политики не обошлось
Противостояние двух лагерей в области банковского регулирования, несомненно, в большей степени носит политический характер, потому что с финансовой точки зрения практический смысл ужесточения требований к капиталу кредитных организаций очевиден — требования должны стать жестче, считает заместитель генерального директора Национального рейтингового агентства Алексей Венчаков. Такое решение положительно скажется на кредитоспособности банков, поскольку они будут вынуждены улучшать качество своих кредитных портфелей и отказываться от более рискованных операций, полагает он.
Существующие в сегодняшнем виде правила «Базель-3» — это очень жесткие требования для европейских банков, которые осложняют и тормозят шаткое развитие финансовой системы еврозоны, такое мнение высказал в беседе с BFM.ru председатель правления банка «Нордеа» (дочерний банк скандинавской группы Nordea) Игорь Буланцев. Он отмечает, что, например, шведский Нацбанк пытается установить к банкам, работающим в этой стране, повышенные требования не только по капиталу.
Но именно различия в регулировании создает дисбаланс: в одной стране банки работают по одним правилам, а в другой — по другим, а такая конкуренция преимуществ негативно сказывается на системе в целом. «Сейчас в Европе мы наблюдаем даже не рост, а некий хрупкий баланс, который надо превратить в рост, а его не будет без роста кредитных портфелей банков. Новые нормы «Базель-3» уже и так привели к тому, что банки практически не растут, а в отдельных странах Восточной Европы и в России даже сворачивают части своего бизнеса — и не потому, что этот бизнес рискованный, а для соблюдения норм рискованности вложений», — отмечает Игорь Буланцев.
Плата за стабильность
Алексей Венчаков также предупреждает: вполне вероятно, что требования «Базель-3» по капиталу отрицательно скажутся на темпах роста кредитных портфелей банков Европы. Увеличение нормативов по капиталу скажется на общей рентабельности европейских банков, они станут менее прибыльными, менее маржинальными, поскольку снизится рентабельность их операций, и, соответственно, их привлекательность для инвесторов уменьшится, полагает эксперт.
При этом он считает снижение прибыльности европейских банков оправданной платой за сохранение стабильности в финансовом секторе Европы. «Вероятность распространения сценария Греции на другие страны никто не отменял. Поэтому ужесточение требований к кредитным организациям, возможно, позволит избежать новых банкротств», — считает Венчаков.
В России банки работают по нормам, установленным Центробанком, а дочки западных банков вынуждены «подтягиваться» под требования материнских структур, которые обязаны соответствовать требованиям Базельского комитета, отмечает Игорь Буланцев. Поэтому он считает, что требования «Базель-3» должны быть смягчены, но через несколько лет им должны будут соответствовать и российские банки.
«Важно, чтобы европейские чиновники не заигрывались в политику, а принимали взвешенные решения централизованно. Более жесткое отношение к этим требованиям со стороны одних стран и более лояльное со стороны других создает явный дисбаланс в части банковского регулирования, что в нынешней ситуации станет источником дополнительных рисков. Сейчас самое время определиться и договориться», -резюмирует Венчаков.
Текущие переговоры — первые в череде обсуждений вопроса о банковском регулировании в Европе, поэтому маловероятно, что министрам сразу удастся достичь компромисса по спорным моментам сразу. Второе совещание на эту тему состоится через две недели.
Елена ГОСТЕВА