Внутренний государственный долг страны, выраженный в ценных бумагах, за первые четыре месяца года вырос на 4,3 процента до 3,69 триллиона рублей. Такую информацию опубликовал на своем официальном сайте Минфин.
В 2011 году заимствования на внутреннем рынке были основным источником финансирования бюджетного дефицита. Размещая долговые бумаги, государство заняло у банков и крупных инвестиционных компаний больше триллиона рублей. В нынешнем году минфин намерен продолжить эту практику.
«Россия сейчас может без проблем занимать и на внешнем рынке. Последнее размещение еврооблигаций в марте вызвало ажиотаж среди инвесторов: заявок было гораздо больше, чем самих «долгов», — комментирует «РГ» аналитик «Инвесткафе» Антон Сафонов. — Но подготовка евробондов — процедура небыстрая и трудоемкая. Занимать деньги внутри страны в этом смысле проще. К тому же с местными держателями долгов, в случае чего, договориться легче».
По словам заведующего отделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН Якова Миркина, плюс еще и в том, что, занимая на внутреннем рынке, государство страхуется от валютных рисков. «Заимствования в национальной валюте дают больше свободы для маневра. В кризис для погашения долгов можно будет прибегнуть к эмиссии», — поясняет он.
В последние годы внутренний государственный долг страны стабильно растет. «Если нам приходится занимать деньги при таких высоких ценах на нефть, это лишь подчеркивает, что бюджетные средства тратятся неэффективно и расходы слишком раздуты», — констатирует Сафонов.
Однако в целом эксперты не склонны драматизировать ситуацию. «В конце 2009 года уровень внутреннего госдолга составлял 5,4 процента ВВП. С тех пор он увеличился всего лишь до 9,8 процента, — напоминает Яков Миркин. — При этом внешний долг России наоборот сократился с 3,1 процента до 1,7 процента ВВП. Из этого можно сделать вывод, что общая долговая нагрузка на экономику мало изменилась. В конкретных цифрах это 8,5 процента ВВП в начале 2009 году и 11,5 процента — в нынешнем». Это исключительно здоровые показатели, считает эксперт. «Предельный уровень госдолга, при котором можно было бы говорить о серьезных рисках — это 60 процентов ВВП. Но в обозримом будущем мы вряд ли подберемся к этой отметке, — рассуждает он. — Ощутимая налоговая нагрузка и высокие цены на нефть пока дают возможность не прибегать к слишком большим заимствованиям».
Но есть еще один важный момент — корпоративный внешний долг (обязательства крупнейших предприятий и банков). До кризиса его объем по отношению к ВВП быстро нарастал. Теперь снижается. В конце 2009 года он составлял 34, 8 процента. В конце 2011-го — уже 27,1. «Занимать на внешнем рынке стали меньше. Вывоз денег из страны по-прежнему превышает ввоз. При резком падении цен на нефть, которое может произойти уже в этом году, дефицит капитала для модернизации экономики усугубится. Тем более что и бюджет столкнется с резким сокращением доходной базы и будет вынужден прибегать к расширенным заимствованиям», — резюмирует Миркин.
Кстати
По прогнозу Еврокомиссии, общий долг стран еврозоны к концу 2012 года достигнет 91,8 процента ВВП (против 88 процентов по итогам 2011 года). В проблемной Греции этот показатель, по ожиданиям экспертов, будет на уровне 160,6 процента ВВП. В Италии — 123,5 процента.
Юлия КРИВОШАПКО