Бывшему председателю правления ВИП-банка Алексею Френкелю, обвиняемому в организации убийства первого зампреда Центробанка РФ Андрея Козлова, не удалось опровергнуть главное доказательство его вины. Адвокатская палата Москвы отказала господину Френкелю в привлечении к ответственности адвоката Виталия Сванидзе. В присутствии последнего президент Боксерской промоутерской компании Лиана Аскерова дала показания о том, что нашла киллеров по просьбе главы ВИП-банка. Господин Френкель пытался доказать, что адвокат Сванидзе заставил промоутера оговорить его.
Находящийся в СИЗО «Матросская Тишина» Алексей Френкель решил еще до начала суда по его делу добиться признания недопустимым главного доказательства его вины — протокола допроса президента Боксерской промоутерской компании Лианы Аскеровой от 10 января этого года. В ходе него госпожа Аскерова призналась, что по просьбе банкира Френкеля подыскала исполнителей убийства первого зампреда ЦБ Козлова (убитого 13 сентября прошлого года). Допрос велся в присутствии адвоката по назначению Виталия Сванидзе, работающего в коллегии «Статус» гильдии российских адвокатов. Спустя почти четыре месяца, 4 апреля нынешнего года, госпожа Аскерова отказалась от данных показаний, указав, что фамилию Френкель ей «продиктовали для явки с повинной следователи», а защитник Сванидзе, «назначенный следователем, сказал мне, что мое дело политическое, меня все равно посадят, что я должна подписать протокол допроса».
Алексей Френкель в ходе ознакомления с материалами своего дела изучил оба протокола допроса госпожи Аскеровой, после чего обратился с жалобой на адвоката Виталия Сванидзе в Адвокатскую палату Москвы, потребовав возбудить дисциплинарное производство и наказать защитника, который «оказал давление на Лиану Аскерову в самооговоре и оговоре меня». По словам господина Френкеля, «после семи часов пытки она подписала протокол допроса, не глядя и не читая, так как ей уже было все равно». Затем же, как он утверждает, «показания против меня, выбитые из смертельно больной женщины, не только не подтвердились, но и оказались опровергнуты».
Однако, как стало вчера известно Ъ, Адвокатская палата отказала господину Френкелю в рассмотрении его жалобы, указав, что оценивать качество работы защитника вправе лишь его доверитель или подзащитный, а банкир Френкель в данном случае является ненадлежащим заявителем. Впрочем, адвокат госпожи Аскеровой Николай Клен сообщил корреспонденту Ъ, что она на днях также подала в Адвокатскую палату жалобу на защитника Сванидзе. Правда, в ней обвиняемая Аскерова употребляет более мягкие формулировки, чем в протоколе допроса от 4 апреля, уже не обвиняя защитника Сванидзе в том, что он «оказал на нее давление в самооговоре», а лишь заявляя, что он не оказал ей квалифицированной юридической помощи, при том что защитника по соглашению Клена к ней не допускали несколько дней. По словам Николая Клена, ее подзащитная не требует наказания его коллеги Сванидзе, а лишь просит «дать этому факту оценку».
В Адвокатской палате сообщили, что не комментируют жалобы на адвокатов до принятия по ним решения квалификационной комиссией. В свою очередь, адвокат Виталий Сванидзе сообщил Ъ, что был вызван 10 января для участия в допросе госпожи Аскеровой в качестве адвоката по назначению, причем этот допрос состоялся уже после написания ею «явки с повинной», при котором он не присутствовал. «Мне совершенно не нужно было оказывать на нее какое-то давление, никакого практического значения это для меня не имеет»,— сказал господин Сванидзе. По его словам, о «политическом характере» дела он также ничего госпоже Аскеровой не говорил. Подробнее прокомментировать ход допроса защитник отказался со ссылкой на данную подписку о неразглашении материалов дела, однако отметил, что на плохое самочувствие Лиана Аскерова тогда не жаловалась и на «смертельно больную» похожа не была.
В следственном комитете при прокуратуре РФ действия обвиняемых Френкеля и Аскеровой комментировать отказались. По словам защитников господина Френкеля, завтра Басманный суд будет рассматривать ходатайство следствия об ограничении господина Френкеля в сроках ознакомления с делом до 15 октября. О решении суда Ъ сообщит.
Екатерина ЗАПОДИНСКАЯ