Во вторник о сокращении чистой прибыли примерно вдвое объявили сразу три крупных европейских банка — швейцарский UBS, немецкий Deutsche Bank и испанский BBVA, что вызвало настоящую распродажу активов сектора. Тенденция к ухудшению обстановки в банковской отрасли ЕС сохранится как минимум еще несколько кварталов, полагают аналитики.
Крупные европейские банки один за другим разочаровывают инвесторов, публикуя откровенно слабые финансовые результаты по итогам второго квартала. Пожалуй, наибольший негативный эффект на инвесторов в этом отношении оказал отчет немецкого Deutsche Bank, чистая прибыль которого упала на 46%, до 650 млн евро. Виной всему оказалось инвестиционное подразделение компании, доходы которого сократились на 63% — вместо почти 1 млрд евро, заработанных во втором квартале прошлого года, инвестбанкиры Deutsche получили лишь 357 млн евро.
Ответом руководства компании на такую динамику показателей стали планы по сокращению персонала. Вскоре своих позиций в инвестиционном подразделении могут лишиться около 1500 сотрудников, причем около 500 их коллег уже были уволены из компании начиная с минувшего октября. Примечательно, что плохие показатели подразделения тут же отразились на оплате труда банкиров — в фонд оплаты труда и выплаты бонусов было направлено на 7% меньше средств, чем годом ранее.
С аналогичной ситуацией столкнулись и в швейцарском UBS, который также тянет на дно собственное инвестподразделение. Правда, в отличие от Deutsche оно оказалось полностью убыточным вследствие потери 349 млн франков (290 млн евро) на инвестициях в Facebook*. В итоге чистая прибыль всей компании упала на 58%. Как и в случае с немецким конкурентом, ответом руководства UBS на происходящее стало анонсирование новых увольнений и фокусирование на определенных направлениях бизнеса, к примеру, wealth management, которое продолжает привлекать клиентов, несмотря на кризис. За квартал активы под управлением банка пополнились свежими 13,2 млрд франков.
Третьим в списке разочаровывающих банков оказался испанский BBVA — второй по величине активов в стране. Падение прибыли здесь составило 58%, чему, кстати, поспособствовали местные власти, вынудившие банк увеличивать резервы против возможных убытков на рынке недвижимости. На это за первое полугодие компания потратила сразу 1,43 млрд евро и будет вынуждена расстаться еще трижды с этой суммой для полного соответствия выдвигаемым прибылям.
Как полагают эксперты, европейские банки будут вынуждены функционировать в условиях невысоких прибылей еще очень долго — развитию бизнеса мешает не только европейский кризис, но и необходимость наращивать собственные активы перед вступлением в силу соглашения «Базель III». «Сейчас банки пытаются минимизировать свои убытки от операций в Европе за счет концентрации усилий вокруг наиболее сильных направлений бизнеса. Однако такая практика не спасет их в полной мере, поскольку тяжелые времена продлятся как минимум несколько кварталов подряд. Вполне возможно, что по итогам года банки не заработают почти ничего либо даже потеряют, если ситуация в Европе ухудшится», — уверен аналитик EIU Джейсон Керейан.
Проблемы с прибылью испытывают банки и по другую сторону Атлантики. За первое полугодие крупнейшие банки США — JP Morgan Chase, Bank of America, Citigroup, Goldman Sachs и Morgan Stanley заработали 161 млрд долл. — это наихудший совокупный квартальный показатель за последние четыре года.
Евгений БАСМАНОВ
*Сервис/сервисы, принадлежащие Meta, признанной в РФ экстремистской организацией, деятельность которой запрещена на территории РФ