Форекс-компании, долго сопротивлявшиеся регулированию, на этот раз сами проявили инициативу и участвовали в подготовке законопроекта. «На Западе форекс регулируется, и отношение очень уважительное, у нас — сплошной негатив, надоело в собственной деревне чувствовать себя маргиналом», — объясняет директор управления валютных рынков ФГ БКС Павел Андреев.
Сотрудник Минфина надеется, что закон вступит в силу с 1 января 2013 г. «Ведомости» ознакомились с ним.
Для участников рынка не стали придумывать особых лицензий, предложив им получить обычные дилерские. Для этого в законе о рынке ценных бумаг будет расширен список активов, с которыми могут работать дилеры. Сейчас они не могут торговать производными инструментами, а форекс-компании используют, например, форварды.
Чтобы получить лицензию, у компании должен быть капитал не менее 35 млн руб. — это минимум, установленный Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР), если только регулятор не установит для форекс-дилеров более мягкие требования. Представитель ФСФР не стал комментировать законопроект, который служба еще не получила. Она на днях разместила заказ на разработку рекомендаций по регулированию форекс-компаний (начальная стоимость — 3,1 млн руб.).
Крупные игроки справятся, а мелким придется уйти, предупреждает один из участников дискуссий в Минфине. Рекламировать услуги на форексе без лицензии будет запрещено.
Получив лицензии, компании будут вынуждены соблюдать требования закона о рекламе финансовых услуг: в частности, они не смогут гарантировать доходность, говорит Сергей Кривобородов, руководитель ЦРФИН, саморегулируемой организации форекс-компаний.
Законопроект позволяет решить застарелые болезни форекса — откуда берутся предлагаемые клиентам котировки валют и гигантские «плечи», делающие сделки с валютами одними из самых рискованных. «На бирже ограничение «плеч» — 1:3, на срочном рынке — 1:10, на форексном доходят до 500, в среднем — не больше 100», — рассказывает Кривобородов. ФСФР сможет установить предельный размер «плеча» и обязать участников сообщать обо всех сделках в специальную организацию, например в репозитарий, где со следующего года будет собираться вся информация об операциях с производными инструментами.
На форексе будет возможность судебной защиты для компаний и клиентов, с принятием закона у рынка появится огромный потенциал, радуется управляющий директор «Форекс клуба» Илья Волков. Сейчас у российских форекс-компаний, по оценке ЦРФИН, 400 000 клиентов, регулирование может довести их число до 1,5 млн, прогнозирует Волков.
Противостояние фондовых и форекс-компаний — это миф из 90-х гг., говорит Андреев, у многих брокеров есть свои форекс-компании, и цель закона одна — «убрать с рынка мелких игроков с непонятными условиями и агрессивным маркетингом», а их, по его оценке, 80%. Требования по капиталу, «плечи» — это хорошо, но главное — регулирование рекламы, заключает он: «И тогда не нужно никаких требований, они сами вымрут».
Маргарита ПАПЧЕНОВА