Такие заманчивые перспективы обозначила группа депутатов во главе с членом Комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгением Федоровым. Достичь цели, считают они, поможет проект поправок в закон о Центральном банке. Документ уже внесен в Госдуму.
Авторы проекта предлагают радикально перекроить всю денежно-кредитную политику страны. Полномочия Центробанка по установлению ставки рефинансирования, насыщению экономики деньгами должны перейти к правительству.
Опрошенные «РГ» эксперты сомневаются в возможности принятии этого документа.
ЦБ, по мнению Федорова, должен стать агентом правительства, «производителем» рублевой денежной массы и раздатчиков дешевых кредитов. Минэкономразвития и минфин, зная потребности реального сектора, могли бы устанавливать ставку рефинансирования на уровне, конкурирующей со ставками ФРС США и Европейского ЦБ. Например, в один процент вместо нынешних 8 процентов. Но получить дешевые кредиты смогут не все, а только те банки и предприятия, которые имеют статус российского налогового резидента. Тогда российскому бизнесу незачем будет искать деньги в иностранных банках. Доллар и евро будут вытесняться из обращения.
Сейчас, продолжает Федоров, рабочая группа разрабатывает механизм продажи за рубли экспортной нефти и газа. Для этого ее потребители будут покупать рубли на бирже.
«Предложение о дешевых кредитах для крупного и малого бизнеса — это, конечно, хорошо, но не приведет ли подобная система через
Ответ на эти вопросы очевиден, говорит замдиректора Центра развития НИУ «Высшая школа экономики» Валерий Миронов. «Такое мы уже проходили в советское время — госбанки, пустые прилавки. Чем это закончилось при резком падении цен на нефть в конце 80-х, тоже известно — за несколько лет страна развалилась». Можно представить и такой вариант: правительство печатает «кредитные деньги», цены на нефть растут, раскручивается инфляция, а банки, выдавая ссуды, разоряются. Экономика останавливается, население нищает. «По сути дела, предлагается давать деньги в долг по низкой ставке «патриотичным» банкам, а потом — «патриотичным» предприятиям. А вот вопрос, смогут ли они потом вернуть средства, отсутствует», — говорит доктор экономических наук Павел Медведев. «Но если нас не волнует возврат средств, давайте их просто отдадим навсегда», — иронизирует он.
Сегодня, напоминает Миронов, ЦБ осуществляет прагматичную политику, взяв курс на снижение инфляции. При переходе к свободному плавающему курсу рубля инфляция и дальше будет снижаться. А это значит, будут снижаться и ставки. Курс доллара волевым решением не установишь. Тогда придется отменить свободу движения капиталов, что сейчас более всего привлекает инвесторов, которые делают выбор между Россией и другими странами развивающихся рынков. А для бизнеса и граждан надо будет вводить суровое наказание за операции с валютой. Торговать нефтью исключительно за рубли тоже не удастся. Для этого рубль должен быть надежной мировой валютой. Пока, учитывая большие колебания на валютных рынках, мы можем лишиться почти трети покупателей российской нефти.
Авторы идеи считают, что нас унижает «засилье» доллара, напоминает Медведев: «Но что же делать, если американская экономика столь сильна, что в нее и в доллар пока верит весь мир».
С одной стороны, Федоров предлагает отказаться от доллара, с другой —
что покупатели сырья должны будут все равно принести доллары и обменять их на рубли, указывает на несоответствие Медведев. Соблазн подчинить кому-нибудь ЦБ всегда велик, и не только в нашей стране, продолжает собеседник «РГ». Кажется, что в таком случае будут решены все проблемы. Есть приказ напечатать деньги — напечатали, снизить ставки по кредитам — пожалуйста. Но все имеет свое объяснение и экономическое обоснование — и высокие ставки, и нехватка денег.
Как вам это?
Александр Мурычев, исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей
Сегодня Банк России — независимый и не подверженный административному влиянию орган, он определяет процентную ставку с учетом рыночных условий, плавно корректирует курс рубля, формируя денежную политику с учетом международных глобальных индикаторов. Это как раз свидетельствует о сильной позиции ЦБ, и было бы глупо лишать его таких функций.
Соглашусь, что кредиты очень дорогие. Но предоставляя дешевые деньги с помощью печатного станка, мы приходим к государственному «ручному» управлению, в том числе денежной политикой, и тем самым развращаем саму экономику. Если уж государству и давать бизнесу недорогие деньги, то только через банки развития, субсидирование процентных ставок. А также расширяя инструменты ЦБ, который в большей степени, чем сейчас, должен быть втянут в долгосрочное рефинансирование экономики.
Зависимость от нефти и доллара, на которых построена вся наша экономика, сейчас прямая. Но начинать надо не с отказа от доллара, а со структурных преобразований, с перехода к многоукладной экономике. Давайте лучше стремиться к единой денежной единице на формируемом евразийском экономическом пространстве. Но это будет постепенный процесс.
Татьяна ЗЫКОВА, Елена КУКОЛ