В Уголовном кодексе установлен исчерпывающий перечень признаков манипулирования. Но «зачастую то, что по сути своей является манипулированием и вызывает живой отклик инвестиционного сообщества, нельзя квалифицировать как манипулирование с точки зрения закона», сетует руководитель ФСФР.
Служба начинает проверки нарушения закона об инсайде по разным причинам — если ее система выдает сигналы об отклонениях цены акций, по жалобам брокеров, по сообщению СМИ и т. п. Начать дело по «Татбенто», к примеру, помогла жалоба одного брокера о возможном манипулировании ценой акций компании, проверка длилась восемь месяцев (без учета предварительного анализа торгов акциями компании). В среднем в день сотрудниками службы проверяется 3—5 фактов на предмет выявления признаков возможного манипулирования и неправомерного использования инсайдерской информации, а также 1—2 факта необоснованного увеличения активности торговли по бумагам. Более углубленные исследования таких фактов проводятся в 10—12 случаях в неделю, уточнил представитель службы.
Закон об инсайде, в части вопросов манипулирования рынком, вступил в силу полтора года назад, но не все участники рынка знакомы с его нормами до сих пор. «В некоторых случаях нам приходится проводить разъяснительную работу относительно полномочий ФСФР в рамках проведения проверок по инсайду и манипулированию», — пишет Панкин. В частности, запрашивая какую-либо информацию от операторов связи или интернет-провайдеров, ФСФР зачастую получает «необоснованные» отказы в предоставлении информации. «Конечно, закон для таких компаний новый и нашим сотрудникам приходится рассказывать о его нормах и полномочиях ФСФР, поскольку неисполнение предписаний службы влечет довольно-таки существенные штрафы», — продолжает руководитель ФСФР. В мае текущего года ФСФР наложила штраф на интернет-провайдера ООО «Интернет-хостинг» на сумму 500 000 руб. за непредоставление информации по предписанию службы.
Проверки ФСФР по экономической целесообразности совершенных сделок и другие мероприятия, по мнению Панкина, оказывают «дисциплинирующее воздействие» на участников рынка и повышают доверие к нему.
Но пока такие проверки выглядят достаточно странно, уверяет один из крупных брокеров. Он вспоминает, как в компанию пришли сотрудники ФСФР с вопросами, покупала ли компания определенные бумаги и с какой целью это делала. «Было очевидно, что ответ со ссылкой на выгодную конъюнктуру сбил проверяющих с толку. И они достаточно быстро ретировались», — говорит брокер.
ФСФР видит проблемы в применении закона, однако считает, что должна быть накоплена практика, чтобы более взвешенно и обоснованно подходить к его изменению, резюмирует представитель службы.
Ольга ПЛОТОНОВА