Политика ЦБ в случае реализации кризисного сценария «будет направлена на сдерживание роста цен, поддержание финансовой стабильности, обеспечение устойчивой работы банковского сектора и финансовых рынков», сказано в письме Улюкаева.
Прокомментировал первый зампред ЦБ и представленные ранее Минэкономразвития сценарные условия кризисного варианта прогноза социально-экономического развития РФ в 2013—2015 гг.; в письме говорится, что они «в целом, могут быть приняты за основу при формировании кризисного варианта прогноза». Сам Центробанк обычно представляет в правительство проект «Основных направлений развития денежно-кредитной политики» в начале сентября (ЦБ исходит из трех вариантов цены на нефть).
Минэкономразвития по поручению премьера Дмитрия Медведева разработало два кризисных сценария — если цены на нефть упадут до $80 и до $60 за баррель. В первом случае рост ВВП станет мизерным — 0,5%, во втором экономика сократится на 2,7%. Доходы населения либо почти остановят рост (+1%), либо серьезно сократятся (-3,7%). Кризис скажется на оттоке капитала, в первом случае из страны уйдет $50 млрд, во втором — $80 млрд. Второй сценарий Минэкономразвития называет маловероятным.
Министерство финансов подвергло критике расчеты Минэкономразвития и посоветовало добавить к этим двум сценариям еще более стрессовый. Минфин сослался на расчеты Всемирного банка, который допускает, что в 2013 г. спад в еврозоне может составить 7,9%, тогда как Минэкономразвития в самом жестком сценарии ожидает падение на 2,8%.
Видимо, Улюкаеву и Минфину придется вновь давать оценку прогнозам Минэкономразвития, поскольку вчера поздно вечером замминистра экономики Андрей Клепач дал более пессимистичные прогнозы развития экономической ситуации. Прогноз по инфляции повышен с 5—6% до 7%, по среднегодовой цене на нефть снижен с $115 до $109. Отток капитала может превысить $50 млрд (ранее не исключался приток во втором полугодии). Клепач не исключил, что притока капитала не будет и в 2013 г.
ЦБ не обещал, что полностью уйдет с валютного рынка, ранее неоднократно говорил Улюкаев. Банк России сглаживал и будет в некоторой степени продолжать сглаживать волатильность, без нацеленности на какой-либо определенный курс, для избежания больших скачков и колебаний, заявлял он. Председатель ЦБ Сергей Игнатьев также напоминал, что во время кризиса ряд мировых центральных банков выходил с интервенциями на валютном рынке для сглаживания колебаний национальных валют. К примеру, известно, что так поступал Центральный банк Швейцарии, Банк Японии уже долгие годы время от времени проводит интервенции. После катастрофы на АЭС «Фукусима» весной 2011 г. центробанки США, Великобритании, Канады и ЕЦБ провели совместную с Японией интервенцию на валютном рынке для сдерживания роста японской йены.
По оценкам экспертов ЦБ, доля регулятора на валютном рынке за последние 3—4 года снизилась в разы и составляет сейчас менее 5% в общем объеме операций.
Ольга ПЛОТОНОВА