Правительство хочет законодательно разрешить заемщикам проводить процедуру реструктуризации долгов, прежде чем признать себя банкротами. Эта мера позволит соблюсти баланс интересов между кредитной организацией и заемщиком. Банкиры хотят знать, за счет каких средств должник сможет проводить реструктуризацию, если он находится в предбанкротном состоянии.
В прошлую пятницу на сайте Ассоциации российских банков (АРБ) появились поправки к проекту закона о банкротстве населения, вносимые правительством, в которых предлагается ввести законодательно процедуру реструктуризации задолженности заемщиков-физлиц. В пояснительной записке к поправкам говорится, что единственной возможностью для банка взыскать долги с неплатежеспособного должника — это исполнительное производство. При этом отмечается, что эта мера выгодна лишь кредиторам первой очереди, тем же, кто не попадает в эту категорию, приходится искать другие способы взыскания задолженности: постоянно мониторить финансовое состояние должника, использовать полукриминальные способы взыскания долгов и т. п. Это, в свою очередь, увеличивает расходы банка на обслуживание кредитов и, соответственно, процентную ставку.
Поправки предлагают законодательно закрепить возможность реструктуризации задолженности и восстановления платежеспособности должника. Это «позволит должнику, оказавшемуся в сложном положении, с учетом имеющихся доходов либо доходов, полученных в будущем, распланировать исполнение обязательств перед кредиторами и в результате восстановить платежеспособность; снизить риски и расходы кредиторов в связи со сложностью взыскания долгов, а также сократить расходы на администрирование банкротства гражданина».
Как сообщил РБК daily глава АРБ Гарегин Тосунян: «Если мы ограничиваем возможность заемщиков в реструктуризации долга, это все равно потом по банкам ударяет. Мы стараемся баланс интересов учесть для того, чтобы и законопроект был проходным, и чтобы соблюсти этику бизнеса — не загнать должника в такую ситуацию, чтобы он не захотел цивилизованно проходить процедуру банкротства».
«Для многих юридических лиц банкротство — это спасение, чтобы их не съели кредиторы. Для «физиков» — это примерно то же самое, — говорит зампред Абсолют Банка Иван Анисимов. — Я поддерживаю право розничных клиентов на реструктуризацию кредитов. Но прежде надо понять, за счет чего эта реструктуризация будет делаться, как для заемщиков, так и для банка».
По мнению директора департамента розничного бизнеса СДМ-банка Дениса Давыдова, понятие банкротства применимо только к юрлицам. «Мне инициатива законодательной реструктуризации задолженности заемщиков непонятна. Я ее не поддерживаю», — заявил
Наталья СТАРОСТИНА