Канцлер Германии Ангела Меркель в воскресенье попыталась успокоить растущее беспокойство по поводу антикризисной стратегии еврозоны, после того, как Бундесбанк уподобил планы Европейского центробанка на выкуп облигаций опасному лекарству.
Кроме того, представитель немецких консерваторов заявил, что Греция должна покинуть валютный блок в следующем году.
Комментарии главы Бундесбанка Йенса Вайдманна и представителя Баварского союза христианских демократов Александра Добриндта стали свидетельством растущего в Германии недовольства мерами, используемыми для борьбы с долговым кризисом.
Такая критика сокращает пространство для маневра в то время, когда Греции крайне необходима дополнительная помощь, а регуляторы стараются предотвратить распространение кризиса на центральные страны блока.
Через два дня после того, как премьер-министр Греции Антонис Самарас посетил Берлин и попросил политиков не говорить о возможности выхода Греции из еврозоны, Меркель сама сделала предупреждение своим союзникам, заявляющим, что еврозоне будет лучше без самого слабого звена.
«Мы переживаем крайне важную фазу борьбы с долговым кризисом еврозоны, — сказала Меркель в интервью телеканалу ARD. — Я прошу, чтобы каждый взвешивал свои слова очень тщательно».
Добриндт, чья партия готовится к региональным выборам в Баварии и федеральному голосованию следующей осенью, сказал немецкой газете Bild, что, по его мнению, Греция покинет еврозону в 2013 году. Его комментарии вызвали отпор со стороны министра иностранных дел Гвидо Вестервелле, заявившего, что «запугивание» членов еврозоны нужно прекратить.
Помимо Греции, регуляторы схватились
Меркель поддержала Драги во время поездки в Канаду в августе, и повторила в интервью ARD, что, по ее мнению, политика ЕЦБ соответствует обязанности обеспечивать стабильные цены.
Привыкание
Но Вайдманн, бывший экономический советник Меркель, сказал в интервью влиятельному немецкому журналу Der Spiegel, что выкуп облигаций может нарушить закон, запрещающий ЕЦБ напрямую финансировать правительства.
«Такая мера, на мой взгляд, близка к финансированию государства посредством включения печатного станка, — сказал Вайдманн. — В демократических странах парламенты, а не центробанки должны принимать решения о таком комплексном объединении рисков».
Финансирование правительств давно является табу для Германии. Предшественник Вайдманна на посту главы Бундесбанка Аксель Вебер покинул свой пост в прошлом году в знак протеста против существующей, но сейчас бездействующей схемы выкупа активов — Программы рынка ценных бумаг (SMP).
«Мы не должны недооценивать риск того, что финансирование центробанком может вызывать привыкание как наркотик», — сказал Вайдманн.
Бундесбанк пользуется значительным влиянием в Германии и на финансовых рынках, но, будучи одним из 17 элементов ЕЦБ, он вряд ли сможет воспрепятствовать планам Драги.
На вопрос, поддерживает ли она Вайдманна, Меркель похвалила его за то, что он откровенно говорит о своих сомнениях и сказала, что считает сильное влияние Бундесбанка в ЕЦБ позитивным. Но она позаботилась о том, чтобы не произнести ни одного слова поддержки в адрес критики намерений Драги.
Источники в Центробанке сказали Рейтер, что ЕЦБ думает об установке ориентировочных пределов доходности в рамках новой программы выкупа облигаций, чтобы защитить эту стратегию и избежать вмешательства спекулянтов.
Вадйманн заявил, что установление таких ориентиров «важная идея», что отверг предположение, что он — единственный из всего управляющего совета ЕЦБ, кто сомневается в подобных действиях.
«Я не могу поверить, что я единственный, у кого
Добриндт высказался более прямо, заявив, что Драги рискует войти в историю как «европейский фальшивомонетчик».
Ноа БАРКИН, Пол КАРРЕЛ, перевод Юлии ЗАСЛАВСКОЙ