В мировом сельском хозяйстве наступают тяжелые времена. Сильнейшая засуха в США (страна является крупнейшим поставщиком зерновых на мировой рынок) в этом году совпала с неблагоприятными погодными условиями в других главных сельскохозяйственных регионах — Австралии, Бразилии, Индии и СНГ.
На фоне неутешительных прогнозов по урожайности мировые цены на зерновые подскочили до рекордных отметок, угрожая новым витком глобальной продовольственной инфляции.
Разумеется, природные неурядицы и раньше осложняли жизнь сельхозпроизводителям, однако в последние годы засухи, наводнения и прочие погодные катаклизмы заметно участились, подтверждая мрачные прогнозы ученых относительно глобальных изменений климата. Помноженные на экспоненциальный рост населения в развивающихся странах, спекулятивную игру на рынках товарных фьючерсов и протекционистские меры государств, эти климатические сдвиги означают, что мировой аграрно-продовольственный сектор вступает в новую, неуютную реальность, мириться с которой придется всем — и производителям, и потребителям, и государственным властям.
Зерна просят дождя
Американские фермеры еще долго будут вспоминать уходящее лето, как кошмарный сон. Сильнейшая за 56 лет засуха, охватившая Средний Запад США (зерновую житницу страны), привела к необратимым потерям урожая и поставила на грань разорения многих мелких и средних сельхозпроизводителей. Июль 2012 г. оказался самым жарким месяцем в материковых Соединенных Штатах за всю историю наблюдений: средняя суточная температура воздуха составила 25,3 градусов Цельсия, побив предыдущий рекорд 1936 г. В августе жара на Среднем Западе немного ослабела,
По последним данным Минсельхоза США, засуха продолжает охватывать более 60% территории страны, при этом бедствием охвачены 86% кукурузных площадей и 83% площадей под соей. 10 августа ведомство в очередной раз сократило прогноз урожая кукурузы в США — на 2,2 млрд бушелей, или на 17%, — до самого низкого показателя с 2006 г. Прогноз по производству сои был понижен на 358 млн бушелей, или на 12%. Оценки урожая кукурузы могли оказаться гораздо хуже, если бы не рекордные площади, отведенные под нее в этом сезоне. Между тем показатель урожайности, определяемый как количество продукции на единицу посевной площади, для кукурузы прогнозируется на минимальном за 17 лет уровне — 123,4 бушелей с одного акра.
Сено на вес золота
Больнее всего засуха бьет по животноводческим хозяйствам, которым нечем кормить скот
Тяготы американских сельхозпроизводителей приносят сверхприбыли не только продавцам сена: в охваченных засухой регионах подскочил спрос на установку автоматизированных систем ирригации. По данным Минсельхоза США, такими системами оборудовано лишь 27% сельскохозяйственных земель в стране. По меркам среднего американского сельхозпредприятия, ирригационная установка — весьма дорогое удовольствие (свыше 100 тыс. долл.), однако риск потерять весь урожай в данном случае перевешивает любые соображения экономии.
Пока одни бьются за урожай, другие бьются за голоса избирателей
Республиканцы и демократы, бьющиеся за политические очки в преддверии ноябрьских выборов, разумеется, не могли обойти стороной проблемы национального аграрного сектора. Администрация президента Барака Обамы приняла ряд экстренных инициатив по поддержке отечественных сельхозпроизводителей, включая намерение закупить у них мяса и рыбы на сумму до 170 млн долл. По замыслу Белого дома, эта программа должна стимулировать повышение цен на домашний скот, что позволит животноводам компенсировать возросшие затраты на кормовую продукцию, в то время как госзакупки пойдут на обеспечение федеральных продовольственных программ. Кроме того, Минсельхоз США объявил о выдаче пострадавшим аграриям экстренных кредитов на льготных условиях.
Фермеры резонно называют меры, заявленные Б. Обамой, каплей в море. Особенно недовольны все те же животноводы, которые считают себя несправедливо обойденными вниманием правительства. Дело в том, что действующее законодательство США предусматривает госсубсидирование программ страхования сельхозпроизводителей от неурожая, вызванного засухами, однако никак не защищает животноводческие хозяйства от ценовых шоков, связанных с такого рода бедствиями. Животноводческие субсидии могли бы быть включены в новый пятилетний закон о сельском хозяйстве (старый истекает 30 сентября), однако соответствующий законопроект безнадежно застрял в конгрессе
В связи с тем, что палата представителей конгресса США сейчас контролируется республиканцами, которые выступают против огромных расходов на аграрные субсидии и продовольственные талоны для 46 млн малоимущих американцев, возможности администрации Б. Обамы по поддержке сельхозпроизводителей действительно сильно ограничены. Неудивительно, что глава Белого дома во время недавней поездки в Айову обрушился с критикой в адрес республиканцев, выбрав мишенью кандидата в вице-президенты США Пола Райана. «Если вам доведется увидеть конгрессмена Райана, обязательно напомните ему, как важен новый сельскохозяйственный закон для Айовы и всех наших фермеров», — заявил Б. Обама на встрече с избирателями.
На фоне исторической засухи предвыборные склоки не играют на руку ни демократам, ни республиканцам: хороши, что называется, и те и другие. Многие фермеры, которым дают слово национальные СМИ, фактически обвиняют правительство в преступном бездействии. Примечательно, что в одном из эфиров Национального общественного радио США участник программы назвал засуху «медленной Катриной», намекнув на запоздалые и нерешительные действия властей в экстренной ситуации. Б. Обама мог бы, не дожидаясь компромисса с республиканцами, ввести временные послабления в так называемый Стандарт возобновляемого топлива от 2005 г., который предусматривает использование 40% выращиваемой в стране кукурузы для производства биотоплива. Американские животноводы и производители мяса жалуются, что этаноловые нормативы вынуждают их конкурировать за кукурузу с производителями бензина. Однако «этаноловое» лобби в США слишком влиятельно, кроме того, Вашингтон скорее поступится интересами животноводов и малоимущих потребителей, чем стратегией по сокращению зависимости страны от импорта нефти.
Чикаго диктует цены всему миру
Засуха в США привела к небывалому росту цен на зерновые фьючерсы, торгуемые на Чикагской товарной бирже (CBOT). За последние два месяца биржевые цены на кукурузу выросли почти на 55%, пшеница и соя подорожали на 40% и 30%. Ценовой гонке способствовали не только опасения за урожай зерновых в США, но и производственные проблемы в других регионах — Австралии, Бразилии, Индии, России и Казахстане. Так, в Индии муссонные дожди в нынешнем сезоне отстают от нормы примерно на 20%, в связи с чем в стране ожидается более низкий урожай риса. Более скудный урожай ожидается и в РФ
Рост цен на зерновые в Чикаго — а эти котировки служат «бенчмарком» для мировых цен на сельхозпродукцию — уже спровоцировал очередную волну удорожания продуктов питания во всем мире. В июле, по данным ООН, мировые цены на продовольствие выросли на 6% (самый значительный месячный прирост с ноября 2009 г.). Глобальный продовольственный тренд не обойдет стороной и Россию: как сообщил РБК исполнительный директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов, продовольственная инфляция в РФ в 2012 г., по прогнозу организации, составит 9—11% по сравнению с всего лишь 4% в прошлом году.
На фоне стремительного роста цен на сельхозтовары многие СМИ заговорили об угрозе нового продовольственного кризиса, схожего с тем, что прокатился по миру в 2007—2008 гг. Тогда в десятках развивающихся стран — от Камеруна до Бангладеш — разразились продовольственные беспорядки, всколыхнувшие мировую общественность, которая до этого не придавала особого значения миллиарду голодающих на планете (оценка ООН). Непосредственной жертвой голодных бунтов стал лишь правящий режим в Гаити, однако именно рост цен на продукты питания служил катализатором тех общественных процессов, которые спустя несколько лет вылились в революции «арабской весны». Политики в полной мере ощутили на себе геополитические последствия радикальных изменений, начавшихся на мировом продовольственном рынке.
Новая реальность
Нынешняя засуха в США, вопреки апокалиптическим зарисовкам некоторых СМИ, не приведет к перебоям в глобальных поставках сельхозпродукции, а от растущих цен, как всегда, пострадают лишь наименее защищенные слои населения. «Никакого кризиса в снабжении продовольствием не существует, физического дефицита нет, а вся проблема — пресловутый миллиард недоедающих — кроется в их покупательной способности, в их карманах», — заявил РБК президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. По его словам, текущая ситуация на мировом сельскохозяйственном рынке по своим структурным характеристикам принципиально отличается от продовольственного кризиса 2007—2008 гг. хотя бы потому, что общемировых запасов пшеницы сейчас в полтора раза больше, чем тогда. Кроме того, в 2008 г. на рекордно высоком уровне находились мировые цены на нефть, затронувшие все элементы продовольственной цепочки — от стоимости минеральных удобрений до транспортировки продукции.
Однако сложившаяся ситуация вовсе не означает, что продовольственный кризис — выдумка журналистов, склонных к глобальным «прозрениям». Рекордная засуха в США является новым сильным аргументом в пользу научных прогнозов о том, что климатические изменения в значительной степени увеличат вероятность природных катаклизмов, которые будут все больше и больше затруднять ведение сельского хозяйства. Изменения климата приведут к «более частым, интенсивным и продолжительным засухам», предупредила в этом месяце Всемирная метеорологическая организация, заявив о необходимости разработать национальные стратегии по управлению рисками в этой области.
Человечество, возможно, вступает в новую экономическую реальность так называемой агфляции, при которой общий рост потребительских цен будет диктоваться ростом цен на продовольствие. Как полагает глава бостонской управляющей компании Grantham Mayo Van Otterloo Джереми Грэнтем, «борьба за ресурсы и миграционные волны, связанные с нехваткой продовольствия, будут представлять угрозу глобальной стабильности и мировому экономическому росту». В настоящее время эта угроза существенно недооценивается почти всеми политиками и организациями, за исключением военных кругов в ряде стран, отмечает инвестор.
За прошедшие десятилетия политики воспринимали низкие цены на продовольствие как данность, однако следует признать, что время дешевых продовольственных ресурсов безвозвратно ушло. К сожалению, в этой области, имеющей критическое значение для жизнедеятельности миллиардов людей, сохраняется множество проблем, включая неоднозначное с этической точки зрения влияние финансовых спекуляций на рыночные цены и засилье транснациональных корпораций, взявших под свой контроль производство и розничную продажу продуктов питания. Добавьте к этому традиционную неспособность сильных мира сего договориться по важнейшим международным вопросам (например, глобальные климатические изменения) и привычку государств прибегать к односторонним протекционистским мерам, зачастую только усиливающим рыночную панику, и вывод напрашивается сам собой: выражение «продовольственный кризис» жители Земли будут слышать все чаще и чаще.
Иван ТКАЧЕВ