Впервые после возвращения Владимира Путина в Кремль чиновники заглянули в будущее российской экономики и не обнаружили в открывшейся картине стагнации точек роста, необходимых для выполнения майских заветов Путина правительству Дмитрия Медведева.
К пятнице Минэкономразвития, подправившее на этой неделе весенний макроэкономический прогноз, обещает Медведеву еще один документ, в котором опишет более радужную картину ближайшей трехлетки и наметит пути ускорения роста, которые позволили бы выполнить поставленные Путиным в первый день президентства задачи.
Еще до появления второго документа эксперты усомнились в способности кабинета Медведева подстегнуть вялый инерционный рост российской экономики. Даже показатели основного прогноза, который ложится в основу федерального бюджета, вряд ли достижимы без реформ, предупреждают они, указывая на отсутствие признаков перестройки экономической политики за 100 дней нового правительства.
Планирование усложняет кризис в Европе — основном потребителе российского сырьевого экспорта. Ухудшение ситуации там угрожает свалить экономику РФ в еще более глубокий штопор, чем три года назад, что чревато осложнением и без того напряженной политической ситуации внутри страны и парализует остатки воли к реформам.
«Прогноз, на мой взгляд, остается чрезмерно оптимистичным в оценке темпов экономического роста. Если закладывать рост 4 процента и более, это означает, что потенциальный рост экономики будет ускоряться, а залогом этого является только серьезное улучшение бизнес-климата, проведение структурных реформ, в отношении чего существуют большие сомнения», — сказал главный экономист HSBC по РФ Александр Морозов, который оценивает потенциальный рост российской экономики в 2,5—3,0 процентного пункта.
Уточненный прогноз Минэкономразвития предполагает рост ВВП РФ в 2012 году на 3,5 процента, в 2013 — на 3,7 процента, в 2014—2015 годах — на 4,3 и 4,5 процента соответственно.
Нет факторов
Путин в мае наказал правительству к 2020 году создать 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест, увеличить объём инвестиций до 27 процентов ВВП, долю продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей экономики в ВВП — в 1,3 раза, рост производительности труда — в 1,5 раза, повысить позицию России в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й до 20-й, снизить средний уровень процентной ставки по ипотечному кредиту до уровня, не превышающем инфляцию более чем на 2,2 процентного пункта, увеличить количество ипотечных кредитов до 815.000 в год и снизить стоимость одного квадратного метра жилья на 20 процентов.
Авторы макропрогноза признают, что их расчеты не приближают страну к светлому будущему, описанному в указах Путина.
«Для того, чтобы выходить на те целевые показатели, которые заложены в указах президента РФ, например, в полтора раза повышение производительности труда, нужно, чтобы рост ВВП был порядка 6 с лишним процентов, а это предполагает значительно более высокие темпы роста экспорта как машиностроительной продукции, так и глубокой переработки сырья», — говорил журналистам замминистра экономики Андрей Клепач, представляя прогноз.
«Нужен не нулевой приток (в 2013 году), не по $30—40 миллиардов (в 2014—2015 годах), а достаточно массированный приток капитала, сопоставимый с тем, что у нас был до кризиса», — добавил он.
Отток капитала из России, несмотря на быстро восстановившиеся после кризиса цены на нефть бьет рекорды. В прошлом году он достиг $80,5 миллиарда, за первое полугодие 2012 года составил $43,4 миллиарда. В предкризисный 2007 год чистый приток частного капитала в РФ составил, по данным ЦБР, $81,7 миллиарда.
Минэкономики обещает в конце недели внести в правительство наряду с базовым целевой вариант прогноза — «какие параметры нужны для того, чтобы выйти на достижение показателей указов президента, и что для этого нужно с точки зрения параметров инвестиций, притока капитала».
«Это альтернативная модель, к которой мы должны стремиться, но пока для достижения которой у нас недостаточно ни институциональных, ни макроэкономических факторов», — признал Клепач.
Неоправданный оптимизм
Экономисты говорят, что даже базовый прогноз в отсутствие реформ выглядит чересчур оптимистичным и не видят готовности Путина заниматься реформами экономики.
«Быстрый инвестиционный рост, который заложен в прогнозе, отражает пожелания главы государства, которые мы слышали в мае, но мне пока сложно представить, что у нас действительно реализуется именно такая модель роста. Нет признаков значительных институциональных изменений, которые позволили бы запустить такой быстрый инвестиционный рост», — сказала аналитик Альфа-банка Наталья Орлова.
Минэкономики повысило прогноз роста инвестиций в основной капитал в 2013 году до 7,2 с 6,4 процента по сравнению с 5,5 процента, которые ожидает в 2012 году. В 2014—2015 годах министерство обещает рост инвестиций на 7,3 и 7,9 процента соответственно.
«Институционально ничего не меняется, структурно не меняется, и откуда в следующем году возьмется рост (инвестиций), который они заложили, мне непонятно», — говорит Орлова.
Ситуация для властей осложняется тем, что на поддержание прежних драйверов роста — государственных инвестиций и социальных расходов — у правительства нет денег. Правительство Медведева пытается экономить, ограничивая траты казны средней за несколько лет, а не текущей ценой на нефть, что лишило чиновников привычного маневра — после пересмотра макропрогноза увеличивать расходы.
В этом случае кризис в Европе может быть на руку властям, не готовым к реформам — все провалы экономической политики можно списать на внешние потрясения.
«Пока мы находимся в ситуации мирового кризиса, если мы не дотянем до каких-то показателей, это можно всегда списать на негативную мировую конъюнктуру», — иронизирует Орлова.
Дарья КОРСУНСКАЯ