Законопроект, усложняющий покупку активов госкомпаниями и их дочерними структурами, обсуждается чиновниками с апреля. Ограничить участие госкомпаний в конкурентных секторах экономики потребовал еще в декабре прошлого года президент Дмитрий Медведев. В мае его дело продолжил президент Владимир Путин: указ «О мерах долгосрочной экономической политики» поручает правительству до 1 ноября принять меры, «направленные на ограничение приобретения компаниями с государственным участием новых активов».
Избыточное присутствие государства в экономике сдерживает ее развитие, отмечается в недавно опубликованном Минэкономразвития проекте госпрограммы по управлению госимуществом. Это во многом следствие кризиса: в 2008 г. государство контролировало 40—45% компаний, входящих в рейтинг «Эксперт-400» (крупнейшие компании России), в 2009 г. этот показатель был в пределах 50%, сказано в госпрограмме. Большую роль в расширении госсектора сыграли банки: например, ВТБ в 2010 г. приобрел 95,51% акций Банка Москвы, Сбербанк в 2011 г. поглотил инвестиционную компанию «Тройка диалог», огромное количество активов перешло банкам за долги.
Сейчас правительство согласно распоряжению № 91-р регулирует экспансию только 36 крупнейших компаний и банков. Им для покупки новых активов необходима директива правительства, которую, как правило, подписывает вице-премьер. Но аналогичные сделки «дочек» госкомпаний согласования не проходят, объясняет пробелы системы федеральный чиновник, связанный с управлением госимуществом. Схожая схема действует в отношении Сбербанка, но позицию определяет ЦБ, которому принадлежит 57,6% банка.
Подготовленный Минэкономразвития проект заметно усложняет процедуру приобретений: всем структурам, не менее 50% акций которых прямо или косвенно принадлежит Росимуществу, потребуется получать одобрение премьер-министра, оформленное распоряжением правительства (в случае с контролируемым ЦБ Сбербанком и его «дочками» — одобрение Национального банковского совета, оформленное актом ЦБ). Согласно реестру федерального имущества только в прямом владении Росимущества сейчас 1466 компаний. Под регулирование подпадают сделки по приобретению акций других юридических лиц, опционов на эти акции и ценных бумаг, конвертируемых акций. Под ограничением также оказываются операции с получением залогов и сделки репо. Впрочем, для кредитных организаций сделаны исключения (см. врез), в том числе по залогам и договорам репо. Правомочность заключенных, но не одобренных сделок правительство будет оспаривать в суде, следует из законопроекта.
Против этого активно выступили госбанки — Сбербанк, ВТБ и Россельхозбанк, рассказали «Ведомостям» несколько федеральных чиновников, связанных с управлением госимуществом. «Ведомостям» удалось ознакомиться с письмом заместителя предправления Сбербанка Беллы Златкис министру экономического развития Андрею Белоусову. По ее мнению, законопроект противоречит общей системе регулирования деятельности публичных общественных и корпоративных отношений. По закону об акционерных обществах (АО) принятие решения о приобретении нового актива — компетенция совета директоров. Акционер, владеющий контрольным или более крупным пакетом акций, может избрать в совет большинство своих представителей и через них «имеет очевидную возможность влиять на принятие решений», пишет Златкис. Поэтому проблема чрезмерного участия госструктур в капитале частных компаний — следствие ненадлежащей реализации государством своих прав через собственных же представителей в советах директоров, уверена зампред Сбербанка. Однако вместо четких правил, регулирующих их права и обязанности, устанавливаются дополнительные требования к самому АО, очевидно нарушающие базовые правила корпоративного управления, сетует Златкис. По ее мнению, законопроект несет и коррупционные риски, так как принятие коммерческого решения отдается на откуп чиновникам. Введение федеральным законом общих правил применительно к многообразным отношениям является неадекватным, сказано в письме.
Они снижают конкурентоспособность госбанков, что недопустимо, учитывая их публичный статус, настаивает Златкис. Этот закон, по ее мнению, не нужен вовсе, но в случае его принятия она предлагает хотя бы исключить
Позиция ВТБ и Россельхозбанка в целом схожа с мнением заместителя предправления Сбербанка, знает федеральный чиновник. «Позицию госбанков можно свести к следующему: в случае принятия законопроекта инвестиционная деятельность банков будет фактически парализована», — пересказывает он суть возражений. Против законопроекта выступают также Центробанк и Минфин, отмечает собеседник «Ведомостей». Чиновник Минфина сообщил, что министерство готовит замечания к законопроекту на 15 страницах, поскольку «целесообразность принятия законопроекта в таком виде вызывает вопросы». Запросы «Ведомостей» в ВТБ, Россельхозбанк и Центробанк остались без ответа.
Сотрудник Минэкономразвития уверяет, что законопроект формально согласован всеми ведомствами, в том числе Минфином: «С Центробанком мы были не обязаны его согласовывать, а мнение госбанков запросили факультативно». По словам собеседника «Ведомостей», министерство в ближайшее время внесет законопроект в правительство и дальнейшие дискуссии будут идти уже в Белом доме. Но чиновник аппарата правительства сомневается, что законопроект будет принят в предложенном Минэкономразвития виде: «Слишком много разногласий». Государство, как мажоритарий, вправе защищать свои интересы, поэтому определенные категории сделок (с четко установленными критериями) должны согласовываться, но это не должно доводиться до абсурда, считает пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Экспансию госкомпаний законопроект вряд ли остановит, но, создавая дополнительные бюрократические процедуры, государство понижает оценку эффективности этих компаний в глазах инвесторов, согласен со Златкис главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров. «Однако серьезно на их стоимость это вряд ли повлияет, так как инвесторы уже учитывают возможность принятия госкомпаниями нерыночных решений», — добавляет он. Если госбанк хочет инвестировать, то пусть снижает долю государства ниже контрольной, советует замруководителя Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев.
Исключения из правила
Кредитным учреждениям и ВЭБу не нужно будет согласовывать заключение договоров репо, получение залогов, опционов или ценных бумаг, конвертируемых в акции. От всех госструктур не потребуется согласования покупки ценных бумаг на бирже, приобретения собственных акций, исполнения «обязательной оферты», реализации преимущественного права. Не требуется согласование при покупке иностранных и нанотехнологичных предприятий, а также если АО находится в стадии реорганизации и преобразования.
Максим ТОВКАЙЛО, Маргарита ПАПЧЕНКОВА, Дмитрий КАЗЬМИН