В Индии снижены требования к резервам банков. Так, Резервный банк Индии сократил соотношение наличных денежных средств (CRR) к капиталу банков на 25 б. п., до 4,5%, оставив ключевую процентную ставку без изменений, на уровне 8%. Это позволит влить в экономику страны 170 млрд рупий (3,15 млрд долларов), что должно поддержать темпы роста ВВП Индии, которые в последнее время замедлились.
Потенциал у экономики огромный, несмотря на все трудности, считает начальник аналитического отдела ИК «Трейд-портал» Алексей Рыбаков. Индия напоминает Китай периода 2004—2008 годов. Однобокость экспорта и ориентир на США и Европу, слабый внутренний спрос и низкое развитие государственного сектора, небольшое количество крупных инфраструктурных проектов, в первую очередь здравоохранения и образования. При этом высоки отчисления государственных доходов на поддержку малоимущим слоям населения, а в основных секторах экономики по-прежнему доминируют госкорпорации, что негативно сказывается на развитии конкуренции. Но самое главное — проблемы в сельскохозяйственной отрасли, которая не использует в силу многих причин свой потенциал. Основные страны-потребители продукции сейчас находятся не в лучшей форме, что также будет давить на экономику Индии в долгосрочной перспективе. В связи с этим о позициях лидера в мировой экономике ей говорить рано, уверен начальник управления инвестиционных операций Ланта-банка Олег Поддымников. ВВП страны во втором квартале 2012 года вырос на 39% по сравнению с 7,6% в Китае. Инфляция — 10,03%, безработица одна из самых высоких в группе БРИК — порядка 9,8%. На этом фоне действия ЦБ по стимулированию экономического роста выглядят обоснованными.
Но вообще индийский ЦБ предпринимает не первую попытку «технически» оживить экономический рост, который замедляется рекордными за последнее десятилетие темпами, указывает эксперт «БКС Экспресс» Богдан Зыков. В частности, норма резервирования снижалась уже трижды в 2012 году в общей сложности на 125 б. п. В апреле регулятор также понизил ключевую ставку с 8,5 до 8%. Однако ряд факторов по-прежнему продолжает тормозить индийскую экономику. Индия зависима от импорта нефти, цены на которую на мировом рынке продолжают оставаться высокими, в связи с чем правительство вынуждено повышать цены на топливо. Это негативно сказывается на сельскохозяйственном секторе и на промышленном производстве, а кроме того, вызывает дополнительное ускорение инфляции.
На фоне оттока капитала слабеет рупия — за год ее падение по отношению к доллару составило более 15%. Высокая инфляция в сочетании с девальвацией национальной валюты, в свою очередь, приводит к удорожанию кредитов,
Сейчас RBI вынужден снижать стоимость заимствований. Однако, по мнению аналитиков, можно опасаться влияния такого шага на уровень потребительских цен. Данные, опубликованные в пятницу, показали, что уровень инфляции вырос до 7,55% в августе в годовом сопоставлении при прогнозах роста показателя на 6,95%. На прошлой неделе правительство объявило о 14-процентном увеличении цен на дизель, что, как ожидается, приведет к дальнейшему росту цен.
Действительно, РБИ уже снижал резервные требования, в частности в начале этого года с 5,5 до 4,75%. Однако всплеск кредитования тогда не привел к стимулированию экономики, указывает старший аналитик ИФК «Солид» Артур Ахметов. Денежная масса значительно выросла, однако темпы роста ВВП (5,5% г/г во втором квартале) так и остались ниже прошлогодних значений. Зато негативный эффект от ослабления денежно-кредитной политики — инфляция — проявился в полной мере. В течение всего года рост потребительских цен только усиливался и превысил 10% в августе. Именно поэтому ключевая ставка остается высокой, на уровне 8%. Правительство опасается роста цен, в то же время пытается стимулировать потребительский сектор, но усидеть на двух стульях вряд ли удастся. И дальнейшие меры, скорее всего, будут направлены на ужесточение монетарной политики, поскольку экономика Индии существенно зависит от мировых цен на золото и продовольствие, снижения которых в ближайшее время не ожидается.
При этом проблемы ускоряющейся инфляции в текущем году стоят довольно остро во многих развивающихся странах, к коим относится, например, и Россия, отмечает старший аналитик ИГ «Норд-капитал» Сергей Алин, как и проблема замедления темпов экономического роста, в результате чего странам приходится делать непростой выбор между необходимостью замедления инфляционного маховика и стимулированием экономик. Выбор этот довольно непрост, так как делать, по сути, необходимо и то и другое, но на практике баланс соблюсти порой бывает невозможно. И в текущих реалиях Индия выбрала наименьшее из зол, попытавшись дать своей экономике дополнительные глотки воздуха без снижения ставки: увеличить кредитование и стимулировать внутренний спрос.
Инфляционные риски Банк Индии, безусловно, видит, поэтому и ограничился лишь изменением процента резервирования, уверен Алин. Дальнейшее снижение непосредственно ключевой ставки было бы действительно рисковым занятием, снижение же процента резервирования, напротив, может дать дополнительный стимулирующий эффект для экономики: в банковской системе появится больше свободной ликвидности, которая может оказать поддержку экономике страны. Это позволит Индии оживить внутренний спрос, однако результаты таких мер станут заметны лишь через
Анна КОРОЛЕВА