До начала последнего квартала 2012 г. осталось менее недели, а фондовые рынки не могут определиться с направлением дальнейшего движения. Успевшие заработать на акциях подсчитывают доходы. Те, кто пропустил начавшееся в июне ралли, боятся вступить в игру, чтобы не понести убытки в случае падения.
Фондовый рынок: кто успел…
Хотя до Нового года еще далеко, многие управляющие фондами, сделавшие ставку на рост рынка, уже получили двузначную прибыль и при новых подъемах котировок (как после объявления Федеральной резервной системой третьего раунда количественного смягчения полторы недели назад) выходят из игры, занимая позицию сторонних наблюдателей. К концу минувшей недели индекс Dow Jones Industrial Average дотянулся до отметки 13579,47 пункта (+11,1% с начала года), что не сильно уступает октябрьскому пятилетнему максимуму в 14164,53 пункта. Индекс S&P 500 за 2012 г. прибавил 16,1%, а по сравнению с уровнем годичной давности — почти 30%.
Многие инвесторы решили, что пора остановиться и не жадничать. И без того средний паевой фонд, работающий с акциями, за этот год показал доходность примерно в 16%, следует из статистики Morningstar, специализирующейся на анализе индустрии ПИФов. Обычно менеджеры, добившись таких результатов по осени, почиют на лаврах до самого Нового года. Бенджамин Пейс, директор по инвестициям в США в Deutsche Bank Private Wealth Management, пошутил на днях, что можно взять отпуск до самых зимних праздников.
«После такого ралли мы склоняемся к осторожности. Рынок уже перерос сам себя», — говорит Дж. Скотт Клемонс, директор по инвестициям Brown Brothers Harriman, под управлением которого находятся $18 млрд. Управляемый компанией паевой фонд BBH Core Select с начала 2012 г. вырос на 18,4%. Но Клемонс уговаривает крупных клиентов хотя бы отчасти зафиксировать прибыль, несмотря на продолжающийся рост котировок. Фонд-менеджеры озабочены тем, что ралли может в любой момент прерваться, стоит газетам опубликовать тревожные новости из Вашингтона, Китая или с Ближнего Востока.
Кроме того, некоторые управляющие считают, что действия ФРС США не помогают компаниям увеличивать прибыль. А это означает, что оснований для дальнейшего роста котировок нет. Но другие им возражают: программа ФРС по покупке облигаций заставит присмотреться к акциям тех, кто вкладывался в бонды с низкой доходностью.
Судя по данным EPFR Global, некоторые инвесторы продолжают переводить деньги в фонды, работающие на рынке акций. За неделю, завершившуюся 19 сентября, эти фонды пополнились $17 млрд, что является крупнейшим недельным притоком средств более чем за четыре года. Инвесторы предпочитают уходить с американского рынка и вкладывать деньги в международные и европейские фонды, а также в фонды развивающихся стран.
… а кто опоздал
Но многим управляющим не до отпусков: они переживают, что упустили летнее ралли, и теперь им придется бежать вдвое быстрее, чтобы нагнать более удачливых конкурентов. Остается волей-неволей скупать акции, считают зазевавшиеся управляющие, многие из которых работают в хедж-фондах.
Если с начала 2012 г. Dow Jones набрал 11,1%, то хедж-фонды выступили гораздо слабее: индекс HFRX Equity Hedge повысился всего на 3,5%. Многие инвесторы не рассчитывали на рост фондовых рынков, не будучи уверены в том, какой поворот примут события осенью — прежде всего, что решат центробанки. Но ФРС и ЕЦБ, пообещавший выкупать гособлигации проблемных стран еврозоны, сказали свое веское слово, и акции продолжили рост. Часть управляющих пытаются догнать рынок, скупая акции и тем самым поддерживая его, однако делать крупные покупки и активно играть на повышение пытаются немногие. «Хедж-фонды до этого стояли по щиколотку в воде, а теперь — уже по колено», но все же не рискуют бросаться в воду, говорит Филипп Васан из Credit Suisse. «Хедж-фондам будет очень сложно преодолеть разрыв», — отмечает Анураг Бхардвадж, директор по консалтингу для хедж-фондов в банке Barclays.
Хедж-фонды: надо только выучиться ждать…
Управляющие хедж-фондами обратились к сегменту, который никогда не считали особо привлекательным: они стали формировать фонды, открывающие только длинные позиции, то есть пытающиеся заработать только на росте котировок. Между тем, хедж-фонды всегда были известны тем, что готовы заработать на любых движениях рынков, применяя зачастую краткосрочные спекулятивные стратегии. Теперь же ряд крупных фондов пересмотрели портфели, изъяв рискованные активы и закрыв короткие позиции: привычные стратегии не срабатывают, когда на деятельность наложены ограничения, а среди инвесторов все больше консерваторов. Главное теперь — не размер кредитного плеча, а стабильность и умение ждать.
«В последнее время наметилась тенденция активно формировать фонды, работающие только на рост [long-only funds]. Главная задача — диверсифицировать базу комиссионных сборов и расширить круг инвесторов. К тому же вы не сталкиваетесь с ограничениями, которые обычно возникают при предложении инвесторам инструментов, на которых специализируются хедж-фонды», — говорит Даниэль Каплан из Deutsche Bank.
«Мы беседуем с людьми из пенсионных фондов о том, что управляющих хедж-фондами можно привлечь к работе с традиционными инвестициями в акции», — рассказал Питер Харрисон, гендиректор RWC Partners. В минувший вторник RWC купила три фонда, специализирующихся на активном управлении и открывающих только длинные позиции по акциям, у пенсионного гиганта Hermes. В результате RWC довела долю традиционных long-only портфелей в совокупных активых почти до половины.
GLG, «дочка» Man Group, второй в мире компании по управлению хедж-фондами, недавно сообщила, что фонды, пытающиеся заработать только на росте акций, — единственные, кто продемонстрировал рост активов в I полугодии 2012 г. (до $11,3 млрд).
«Большинство хедж-фондов, избравших такие стратегии, форимруют портфели на $500 млн — $1 млрд, но готовы активно их наращивать», — говорит Каплан.
Анна РАЗИНЦЕВА
Инфографику к статье можно посмотреть на сайте источника.