Компания BDO завершила очередное масштабное исследование, посвященное особенностям финансирования реального сектора российской экономики в текущем году. В этот раз в опросе приняли участие многие коммерческие банки, семь из которых входят в топ-30 крупнейших банков России, 18 входят в первую сотню, а также ряд крупнейших инвестиционных компаний. В выборку не вошли Сбербанк и ВЭБ, поэтому исследование в первую очередь отражает то, кого предпочитают финансировать негосударственные банки, которые меньше вовлечены в масштабные проекты вроде олимпийской стройки или кредитование естественных монополий.
Опрошенные финансовые компании предпочитают вкладываться в отрасль недвижимости и строительства. Именно ее банки из топ-30 поставили на первое место. Последние три года отрасль демонстрирует неуклонный рост, переместившись с конца списка предпочтений в 2010 году (12-е место) к первым позициям среди наиболее привлекательных для коммерческих банков отраслей. Производство потребительских товаров, оптовая и розничная торговля, которые все последние годы неизменно присутствуют в первой тройке списка предпочтений, в этом году оказались на втором и третьем месте соответственно.
Для банков, не входящих в топ-30, но состоящих в топ-100, на первом месте оказалась отрасль оптовой и розничной торговли, на втором — нефтегазовая отрасль. Для банков, не входящих в топ-100, «золото» получила та же торговля, а «серебро» и «бронзу» — транспорт и логистика. Инвестиционные институты, напротив, вспоминают о недвижимости и строительстве в последнюю очередь, а вот на первом месте для них оказываются IT и телеком, следом за которыми идут промышленное производство и торговля. Примечательно, что главенствующая в предыдущие два года энергетика в этом году утратила статус приоритетной отрасли для всех респондентов вместе, вышла из тройки лидеров и переместилась к середине списка предпочтений.
Большинство участников исследования предпочитают работать с российскими компаниями, хотя для банков из топ-30 принадлежность капитала заемщика не имеет такого значения.
Опрос показал, что основные заемщики банков из топ-30 — крупный и малый бизнес (примерно по 40% с учетом весовых коэффициентов). Банки, которые не входят в топ-100, указывают в качестве более предпочитаемых заемщиков предприятия среднего и малого бизнеса. Что касается инвестиционных институтов и коммерческих банков, которые не входят в топ-30, но находятся в пределах топ-100, то они имеют дело в основном со средним бизнесом.
Интересные результаты были получены при анализе требований банков к заемщикам и залогам. Так, наибольшее число респондентов поставили хорошее финансовое состояние на первое место. Однако с учетом весовых коэффициентов для банков из топ-30 наиболее важны оказались залоги и гарантии, а финансовое состояние перемещается на третью позицию. Для банков, не входящих в топ-30, первая тройка требований комбинируется из хорошего финансового состояния, залогов и благоприятных финансовых прогнозов. Инвестиционные институты ставят на первые три места адекватное сочетание доходности и рискованности инвестиций, благоприятность финансовых прогнозов и прозрачность операционной деятельности.
Среди целей, на которые предпочтительнее выделять кредитование, все банки поставили на первое место пополнение оборотных средств. На второе место банки из топ-30 поставили НИОКР и разработку новых продуктов. Банки, которые входят в топ-100, но уже находятся за пределами топ-30, — сделки по слияниям и поглощениям, банки, которые не входят в топ-100, — инвестиции в основные средства, оказавшиеся на последних местах у банков из топ-100. Инвестиционные компании отдали первое место инвестициям в капитал. Но необходимо учитывать, что термином «пополнение оборотных средств» крупные банки нередко обозначают те же инвестиции в основные средства и в капитал.
Что касается превалирующих периодов, на которые выделяется финансирование, то здесь обошлось без сюрпризов. Как и в предыдущие два года, большинство участников исследования (почти 80% респондентов) назвали средние сроки: от одного до пяти лет. Никто не выбрал долгосрочное финансирование (более пяти лет) в качестве ответа. Это было предсказуемо, так как банки из топ-100 в меньшей степени ориентируются на краткосрочное финансирование (8,80% с учетом весовых коэффициентов), чем те, которые не входят в топ-100 (29,63% с учетом коэффициентов).
Отвечая на вопрос о средних размерах выделяемого финансирования, большинство респондентов (74,36%) сообщили, что оно не превышает 10 млн долл. Никто из них не выбрал в качестве ответа вариант «более 50 млн долл.». Показательно, что у банков из топ-30 объемы финансирования в рамках от 10 до 50 млн долл. чаще встречаются в качестве ответа (45,92% с учетом весовых коэффициентов), нежели у других банков из топ-100. У банков, которые не входят в топ-100, среди ответов вообще нет варианта «от 10 до 50 млн долл.» (100% выбрали «не превышает 10 млн долл.»).
В целом опрос показал, что банки по-прежнему осторожно подходят к кредитованию и пока не планируют смягчать требования к заемщикам и залогам. При этом ввиду нестабильной ситуации в экономике и повышенных рисков ожидать смены предпочтений на рынке в ближайшее время не приходится: расширение границ и объемов кредитования будет зависеть как от стабилизации экономики в еврозоне и России, так и от темпов ее роста.
Антон ЕФРЕМОВ
Автор — старший партнер BDO в России