Руководство Банка России и Минфина готово в 2008 году начать существенные изменения денежной политики. Глава Федерального казначейства Роман Артюхин вчера заявил, что уже в 2008 году Минфин может начать размещение средств бюджета на депозитах в банках. ЦБ, по словам заместителя главы банка Константина Корищенко, обсуждает вопрос о конвертации средств стабфонда на открытом рынке и дальнейшем росте предоставления ликвидности банковской системе.
О возможных изменениях в денежной политике в связи с проблемами ликвидности вчера заявили сразу два высокопоставленных чиновника — из ЦБ и Минфина. Оба заявления комментировали возможное предоставление банковской системе новой ликвидности, связанной с госфинансами.
Глава казначейства Роман Артюхин в ходе интернет-конференции заявил, что Минфин готовит проект постановления правительства, позволяющий размещать временно свободные средства федерального бюджета на депозитах кредитных организаций, что разрешено новой редакцией Бюджетного кодекса. Напомним, с момента создания казначейской системы в 1999 году стратегией денежных властей был вывод госсредств из банковской системы — до этого часть госсредств проходила через институты «уполномоченных банков».
Происходящее не означает возврата к практике 1990-х годов, ликвидации казначейства никто не предполагает, а Минфин и казначейство лишь намерены таким образом минимизировать ущерб от образования «бюджетного навеса» в конце года, распределяя средства в банковской системе более равномерно и предсказуемо. Другая новация в том же ключе, изложенная господином Артюхиным,— возможное введение с 2009 года перечисления ассигнований бюджетополучателям раз в год, а не раз в квартал, как это происходит сейчас.
Заместитель главы ЦБ Константин Корищенко подтвердил вчера слова господина Артюхина. Он даже назвал дату возможного начала реальной подготовки к размещению бюджетных средств — февраль 2008 года, оговорившись, впрочем, что решение должно принять финансовое ведомство. Но о предоставлении банкам новых возможностей работы со средствами бюджета он говорил, выступая формально совсем на другую тему — положения с ликвидностью. Господин Корищенко пояснил, что, «если бы бюджет расходовался равномерно в соответствии с планом, ситуация с ликвидностью была бы существенно лучше» (напомним, в ноябре обстановка с ликвидностью остается сложной — вчера на аукционах репо ЦБ предоставил банкам 164 млрд руб.), и назвал новые перспективные меры, которыми ЦБ намерен исправлять положение в долгосрочной перспективе.
Среди названных новаций переход к конвертации рублевых средств стабилизационного фонда на открытом рынке, а также проведение ЦБ операций репо с использованием корпоративных еврооблигаций российских эмитентов. Господин Корищенко пояснил, что «политика дешевых денег» зарубежных ЦБ, которая не изменилась в связи с кризисом subprime, позволит продолжить банковской системе иметь основным источником ликвидности внешние займы, но в перспективе рынок все равно будет переориентироваться на внутренние сбережения.
Вместе меры, перечисленные господами Корищенко и Артюхиным, выглядят как возможная попытка подталкивания банков к этим источникам, а также как страховка банковской системы от нарастания кризиса ликвидности и возможного оттока капитала — до развития массовых сбережений в этой модели деньги Минфина и ЦБ могут стать «протезом» для западных инвестиций и сбережений. Такая коррекция денежной политики, по мнению Александра Морозова из HSBC, может свидетельствовать о начале перехода ЦБ в связи с ухудшением торгового баланса от курсового к инфляционному таргетированию — контролю инфляции, но не курса рубля.
В нынешних обстоятельствах, по мнению аналитика HSBC, такой переход нереален. «Мне не очень понятно, как это сделать, когда ставка репо составляет 6%, а инфляция — 10%. Реальная ставка отрицательна, ЦБ фактически субсидирует банки. Когда механизм стерилизации работает все хуже, непонятно, как отказаться от валютного таргетирования?» — недоумевает он.
Антон Струченевский из «Тройки Диалог» также полагает, что идеи изменения денежной политики появились, «чтобы решать проблемы с ликвидностью — счет текущих операций сильно снижается». Но он также сомневается, что названные меры будут эффективны. Так, по его мнению, конвертация средств стабфонда на рынке, а не внутри ЦБ «нейтральна» с точки зрения макроэкономики. А идея размещения бюджетных денег на депозитах в банках «Тройке» не нравится вообще. «Это практиковалось до кризиса, c дисциплиной все было очень печально, возникала сильная конкуренция за бюджетные деньги, и это стимулировало коррупцию»,— описывает опасения господин Струченевский. В «Тройке» полагают, что бюджетные деньги получат прежде всего госбанки. В какой степени при этом происходящее сможет решить макроэкономические проблемы, аналитики сказать не берутся — в отношении будущего денежной политики пока слишком много вопросов без ответов.
Дмитрий БУТРИН, Алексей ШАПОВАЛОВ