Два года назад началась эйфория: реклама ПИФов обещала 50%, 75%, даже выше 100% годовых. Пожалуй, на какое-то время управляющие компании (УК) стали одним из крупнейших рекламодателей. Этому способствовало то, что рынок рос не просто бурно, он рос фантастическими темпами. Частные инвесторы, привыкшие к консервативным банковским депозитам (10—11% в среднем на тот момент) и быстрорастущей, но мало кому доступной недвижимости, разумеется, ринулись в офисы УК. Цена входа — низкая, доходность — внушающая веру в светлое капиталистическое будущее. Приятно ведь представить себе, как через несколько лет, просматривая сводки финансовых новостей и неторопливо попивая утренний кофе, понимаешь: ты — настоящий частный инвестор, паи снова подорожали, жизнь удалась.
Однако популярность ПИФов чуть не сыграла злую шутку с управляющими. В этом году на рынке наблюдается боковой тренд, причем с высокой волатильностью, и такая «пила» оказалась для большинства пайщиков-неофитов неприятной неожиданностью. Интересно, что неожиданностью это стало и для многих УК, которые не просто прозевали коррекцию и смену тренда (это, положим, не так страшно), но и не смогли подстроиться под новую конъюнктуру. Почему так получилось и кто виноват — управляющие или исключительно невидимая рука рынка?
В ПОГОНЕ ЗА ИНДЕКСОМ
Посмотрим на фонды относительно рыночного индекса РТС на карте 2006 года. Начало прошлого года — бурный рост, локомотивом которого в основном стало увеличение капитализации акций российских сырьевых компаний, нефтяного и газового секторов, а затем активизация и других отраслей. Большинство управляющих старались расти вместе с рынком, портфели фондов во многом дублировали индекс. Вместе с тем обогнать индекс в этот период было невероятно сложно. Достаточно посмотреть на первую группу — «фаворитов», поддерживающих высокую доходность при умеренном уровне риска. На графике 2006 года в этой группе можно увидеть лишь несколько фондов. Все они относятся к фондам с активной стратегией управления. Это фонды акций: «КИТ Фортис — Российская электроэнергетика», «Агана — Экстрим», «Доходный» и «Базовые отрасли». Отдельного внимания заслуживают энергетическая отрасль и ее представитель среди ПИФов «КИТ Фортис — Российская электроэнергетика». После того как фондовый рынок России оправился от затяжного падения в мае-июне, акценты сместились с нефтяной отрасли на энергетический сектор, чему способствовала и хорошая отчетность компаний. Локомотивом второй половины 2006 года выступили акции генерирующих компаний. На карте фонд «КИТ Фортис — Российская электроэнергетика» попал в группу «фаворитов» с показателем доходности 80,9%. Управляющим фонда удалось отобрать фундаментально недооцененные бумаги и сформировать портфель таким образом, чтобы нивелировать риски. Отсюда низкая рисковая составляющая (уровень риска в данном фонде составил 13,75%).
По итогам 2006 года можно также уверенно констатировать факт: реформа «Связьинвеста» не оправдала ожидания. Фонды «КИТ Фортис — Российские телекоммуникации», «АВК — Фонд связи и телекоммуникаций», специализирующиеся на телекоммуникационном секторе, потерялись среди «наблюдателей». Однако пока чиновники рассматривают новые предложения по реструктуризации холдинга, данная отрасль экономики остается потенциально привлекательной.
Группа «наблюдателей» придерживалась в целом умеренной стратегии. Бросается в глаза, что результаты в этой группе по итогам 2006 года сильно разнятся: от низких — «ЛУКОЙЛ Фонд профессиональный», «Пиоглобал Фонд акций», «КИТ Фортис — Российские телекоммуникации», «Универсальный (Металлинвест)», «Юниаструм Индексный Фонд золота», «КИТ Фортис — Российская нефть» до близких к группе «фаворитов» — «Славянский», «Максвелл Капитал», «Гранат», «Базовый», «Центр-инвест Первый». В этом квадранте наблюдается высокая концентрация фондов. Объяснить данный факт можно неудачными действиями управляющих. В первую очередь это касается фондов акций, которые просто не успевали реструктурировать свои портфели адекватно движениям на рынке. Важно заметить, что нынешнее законодательство обязывает ПИФы составлять структуру портфеля таким образом, что обогнать растущий рынок представляется почти невыполнимой задачей. Более того, инвестируя в основном в «голубые фишки», вес которых в индексе РТС составляет более 50%, ПИФы автоматически опустятся вместе с ним в периоды коррекции.
Скопление фондов на карте в окрестности индекса РТС говорит о пассивной стратегии управляющих. Бросается в глаза большое количество фондов, повторяющих структуру индекса ММВБ при отсутствии повторяющих индекс РТС. Во-первых, до 2006 года в России действовали фонды лишь на базе индекса ММВБ, а те немногие фонды, которые ориентированы на РТС, пока слишком малы и не проходят по критериям нашего исследования. Во-вторых, при формировании портфеля продублировать индекс ММВБ технически проще — в его состав входит 15 бумаг, тогда как индекс РТС определяется стоимостью
ФОНД ПОЗНАЕТСЯ В СТАГНАЦИИ
Ситуация на карте 2007 года выглядит удручающе. Длительная коррекция пошла на пользу лишь нескольким фондам, среди которых «Альфа-Капитал Акции», «Петр Столыпин», «Гранат», «Рождественка», «Стоик». Фонды показывали большую степень индивидуальности, отклонялись от индекса, демонстрируя хорошие результаты. После оптимистичного первого квартала 2007 года рынок коллективных инвестиций вступил в фазу бокового тренда: у «наблюдателей» 2006 года появилась возможность продемонстрировать свою эффективность на трудном рынке. Перечисленные выше фонды смогли обыграть рыночный индикатор по доходности и с меньшим уровнем риска. Тем не менее общий настрой инвесторов стал негативным, многие пайщики начали выводить свои деньги из фондов. За апрель из открытых фондов было выведено более 1,9 млрд руб.
Реформа РАО «ЕЭС», давшая толчок бурному росту энергетического сектора в 2006 году, сохранила свое влияние и в первом квартале 2007 года. Фонд «КИТ Фортис — Российская электроэнергетика» также обыгрывал индекс — сказывалась положительная динамика первого квартала на фоне стагнирующего рынка.
Фонды, расположенные на карте, можно рассмотреть и с точки зрения позиционирования. В период бурного роста именно индекс показывает самые высокие результаты. Многие фонды двигались за ним, зеркально повторяя структуру рыночного индикатора: у кого-то это получилось лучше, у кого-то хуже. Весенняя коррекция ударила по всем сразу. На первой карте можно заметить концентрацию фондов, причем как ПИФов, так и ОФБУ в секторе «наблюдателей». Как раз в этой части карты находятся все фонды, выбравшие умеренную стратегию, поэтому их присутствие не вызывает удивления. Инвестиционная декларация данного типа фондов предусматривает создание некоторой подушки безопасности в виде включения в портфель бумаг с фиксированным доходом. Такие фонды, как «Атон — фонд сбережений», «Накопительный», «Дружина», «Титан», «КИТ Фортис — Фонд сбалансированный», «Рождественка», «Партнерство», «Фонд смешанных инвестиций-1», «Петрокоммерц-1», «Петрокоммерц-2» «Кутузов», «Райффайзен — Сбалансированный», «Особый», позиционируют себя как фонды смешанных инвестиций, предлагая своим клиентам умеренную доходность при таком же уровне риска. Однако законодательство не запрещает подобным фондам формировать портфели исключительно из акций. Некоторые фонды воспользовались этим, наполнили свои портфели одними рискованными активами (например, фонд «Максвелл Капитал»). Конечно, это не вполне корректно с точки зрения ожиданий инвестора (вкладывался в смешанный фонд — попал в фонд акций). Однако примечательно, что весной 2006 года своевременная реакция управляющих позволила смягчить просадку фонда, часть средств была вовремя направлена в бумаги с фиксированным доходом. В результате фонд показал и высокую доходность (58,94%), и умеренный риск (20,11%). Среди фондов, ориентированных на получение высокой доходности, в верхней половине карты — недавние «наблюдатели»: «Альфа-Капитал Акции», «Петр Столыпин», «Фонд российских индексов», «Рождественка», «Красная площадь — акции компаний с государственным участием». Их показатели заметно выросли по сравнению с прошлым годом.
Другая часть фондов, входящих в группу «наблюдателей», характеризует свою стратегию как активную. «Стоик», «Альфа-Капитал Акции», «ЛУКОЙЛ Фонд первый», «Райффайзен-Акции», «Альянс РОСНО — Акции», «БКС Фонд перспективных акций», «Мономах-Перспектива», «Тринфико Фонд роста» — эти фонды ориентированы в первую очередь на высокодоходные активы с высоким риском. Стоит оговориться, что управлять крупными фондами во много раз сложнее, чем мелкими. Фонды-гиганты не обладают той мобильностью, которой наделены их небольшие коллеги. Фонды, СЧА которых больше 500 млрд руб., на наш взгляд, можно отнести к крупным.
Крупные фонды проигрывают в мобильности, у них изначально хуже возможности в плане тайминга — способности быстро реструктурировать свой портфель. С другой стороны, такие фонды, как правило, управляются ведущими УК с хорошей системой риск-менеджмента и профессиональной командой управляющих. Эффективность и соотношения риск-доходность у таких фондов на среднесрочном и долгосрочном интервале зачастую лучше, чем у их менее «продвинутых» коллег. Наивысший уровень качества и эффективности управления (рейтинг А++), по мнению «Эксперт РА», сейчас имеют управляющие компании «Альянс РОСНО Управление активами», «Менеджмент-Центр», «Ренессанс Управление инвестициями», «Тройка Диалог», «Уралсиб» и «КапиталЪ».
По данным 2007 года, у агрессивных клиентов может возникнуть вопрос к управляющим: где ваши активные действия, господа? Ориентированность фондов не подкрепляется соответствующими результатами. Не всем удалось показать хороший результат на фоне нестабильного рынка. Корректность позиционирования фондов-«наблюдателей» вызывает сомнения.
Павел САМИЕВ, Ирина ВЕЛИЕВА, Мансур НИГМАТУЛИН