Статистика российского рынка IPO показывает, что акции большинства компаний после первичного размещения падают в цене. Между тем в процессе подготовки к IPO эмитенты проводят реструктуризацию, делаются прозрачными, а их стоимость стремительно растет. Для участия в росте, предваряющем размещение акций, используются так называемые фонды пре-IPO.
Российские компании, вышедшие на IPO в последние два года, далеко не всегда радовали инвесторов. «Основная проблема инвесторов, участвовавших в IPO, в том, что после первичного размещения акции падали в цене»,— констатирует замруководителя департамента коллективных инвестиций ФК «Уралсиб» Андрей Бондаренко. Почти в половине случаев в первые месяцы торгов акции компаний торговались ниже цены размещения. До сих пор ниже цены размещения торгуются ценные бумаги не только эмитентов, пошедших «народные» IPO (ВТБ), но и ряда других компаний — «Ситроникса», «Полиметалла», «Нутринвестхолдинга».
Между тем, исходя из цен внебиржевого рынка, инвестиции в акции компаний, готовящихся к проведению IPO,— НПК «Иркут», банк «Санкт-Петербург», Новороссийского морского торгового порта — на этапе, предшествующем размещению, оказывались весьма доходными. Котировки вырастали на десятки процентов, а иногда и в разы. Реализация долей в российских компаниях («Амтел», «Кузбассразрезуголь», IBS, Росбанк) на IPO и частных размещениях таких крупных международных игроков как Templeton, Merrill Lynch, JP Morgan, Citibank, также свидетельствовала о выгодности подобных вложений. Так что инвестиционная идея вкладывать средства в компанию в период подготовки к публичному размещению имеет экономический смысл. По оценкам инвестбанкиров, в будущем году объем IPO российских компаний превысит $50 млрд.
На российском рынке идея инвестировать в акции компаний, готовящихся к проведению IPO, реализована пока лишь в фонде
Основной риск
Тем не менее управляющие считают это направление бизнеса привлекательным: подобные фонды собираются создавать «Пиоглобал Эссет Менеджмент», «Тройка Диалог», «Газпромбанк — управление активами». По словам Анатолия Милюкова, одним из рисков создания такого фонда является недостаток интересных проектов для IPO. Поэтому Газпромбанк, например, планирует создавать не чистый фонд пре-IPO, а фонд с элементами private-equity, с возможностью инвестирования в малоликвидные акции. Это позволит расширить возможности для маневра в случае, если проект не реализуется в ожидаемые сроки.
Дмитрий ЛАДЫГИН