Goldman Sachs заявляет о возможной спонтанной структуризации российского банковского сектора в 2008 году и резком сокращении количества кредитных организаций. Согласно прогнозу Standard & Poors, в следующем году трудности с фондированием сохранятся. Пережить кризис за счет внешних вливаний могут не все, а портфельные инвесторы от банков отвернулись.
В 2008 году
«В 2008 году в российском банковском секторе сохранится напряженная ситуация с ликвидностью. Причем не только в начале, но и на протяжении большей части следующего года. Также мы не исключаем ужесточения мер, направленных на обуздание монетарных факторов роста инфляции, что должно усугубить ситуацию», — предупреждает аналитик Standard & Poors Екатерина Трофимова. И все же в России, по ее мнению, в отличие от Казахстана, банковский сектор будет развиваться «эволюционно».
«Аналитика Goldman Sachs всегда была склонна к некоторой экспрессии, структурных изменений мы не ожидаем, численность банков сокращается постепенно», — соглашается директор Центра экономических исследований МФПА Сергей Моисеев. По его оценке, равновесному состоянию российской макроэкономики достаточно 300 банков, сейчас сектор «худеет» в среднем на 70 банков в год
В условиях ухудшения финансирования справиться с трудностями можно за счет привлечения портфельного инвестора. Однако вчера «портфельщики» в отношении банковского сектора были единодушны: покупка пакетов меньше контрольного в российских банках инвесторам сейчас неинтересна.
«Раньше инвесторы не хотели ограничиваться вложениями в Сбербанк и ВТБ и искали более дешевые варианты. Но после того как ВТБ разместился с коэффициентом book value 2,5, сектор стал менее активным. Вложения в банки с коэффициентом свыше 3 book value инвесторам кажутся дорогими, а покупать по 2,5 небольшой региональный банк не имеет смысла, когда по такой же цене можно купить бумаги ВТБ», — объясняет исполнительный директор «Центринвест Секьюритис» Дэн Рапопорт.
«Российские банки для портфельных инвесторов слишком дороги, — соглашается директор московского представительства фонда Prosperity Capital Management Иван Мазалов. — Мы считаем привлекательными инвестиции в банки Казахстана, где у нас есть пакет АТФ-банка». В России Prosperity сохраняет фокус на энергетике, вложения в региональные компании, по расчетам
«Банки стали менее модными объектами для инвестиций», — подтверждает управляющая фондом «Ренфин» Марина Чекурова. «Ренфин» за последний год заключил сделки с 14 банками (из них осенью — только две), а в течение следующего года планирует всего 6—7 покупок. «Центринвест» за два года провел десять размещений (private placement), но летом интерес к инвестициям в банки второго эшелона пропал, и компания переключилась на инфраструктурные проекты.
Елена ЗУБОВА