Всякую реформу логично начинать с обсуждения ее целесообразности: что изменится в лучшую сторону после введения новых правил и не станет ли, наоборот, хуже? Но беда всех российских реформ в одном — мы начинаем
Разговоры о необходимости создать на базе ЦБ и ФСФР одного, но авторитетного для всех мегарегулятора финансового рынка начались не вчера. И банки, и «страховщики», и управляющие компании в принципе «за»: многих из участников рынка до сих пор удивляет, почему функции этих ведомств дублировались. Например, почему банки регистрируют эмиссию ценных бумаг в ЦБ, а небанковские финансовые организации — делают это в ФСФР. И потому идея построить систему надзора на единой платформе вполне оправдана — это позволит увидеть картину финансового рынка, что называется, в целом.
И вот она принимает реальные очертания: Открытое правительство уже рассмотрело четыре варианта реформы регулирования финансового рынка. Выбор, похоже, сделан: судя по последним данным, к 2016 году планируется ликвидировать Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР) и вместо нее создать в составе Банка России Комитет по финансовой стабильности в небанковском секторе.
На данном этапе фокус проблемы сосредоточен на том, кому из «тяжеловесов» поручить ответственную миссию контроля. Но открытым остается вопрос: кто войдет в круг контролируемых мегарегулятором. Банки, биржевики, страховые компании, скорее всего, будут включены в этот круг по умолчанию, так как и сегодня они попадают в зону регулирования ЦБ и ФСФР.
А вот как быть с «бесконтрольными» — кредитными кооперативами, оценщиками, участниками рынка платежей? Какие права и обязанности определит для них новый регулятор? Этот вопрос живо волнует многих, так как отсутствие каких-то правил для таких неформатных учреждений создает непрозрачные условия на рынке и ставит те же банки в заведомо невыгодные условия
На мой взгляд регулирование этих компаний должно осуществляться новым надзорным органом, а не по механизму саморегулирующихся организаций. Так мы сможем реализовать принцип «одного окна» в финансовом секторе: это будет удобно и для проверяющих, и для участников рынка. Вопрос: захотят ли эти «безнадзорные» организации в принципе попасть под чей-либо контроль. И вот здесь-то чиновникам необходимо, по-моему, проявить волю и решительность: только так и можно упорядочить финансовый рынок.
Полагаю, что пора положить конец вольнице небольших финансовых компаний — я имею в виду прежде всего микрофинансовые организации и кредитные кооперативы. Дело в том, что они очень долго пользовались всеми «благами» безнадзорной деятельности. Что получили от этого люди? Кредиты в несколько сотен процентов годовых, коллекторов на дом и волну негатива, которая распространяется и на другие финансовые компании.
Наталья КАПИНОС
Автор — заместитель генерального директора «КИТ Финанс Инвестиционный банк»