Оказывается, в последние годы руководители мировых центробанков раз в два месяца по воскресеньям собираются на закрытый ужин в Базеле обсудить глобальные экономические проблемы. Экспериментальная денежная политика многих присутствующих на ужинах основана на исследованиях, проводившихся в 1970-1980-е гг. в Массачусетском технологическом институте (MIT), с которым связаны главы центробанков США, еврозоны, Великобритании, Индии и ряда других стран.
Секретные совещания проходят на 18-м этаже здания Банка международных расчетов (BIS). Эти совещания — часть двухдневных встреч представителей центробанков, которые проходят в BIS шесть раз в год. Вечером в воскресенье члены Консультационного комитета по экономике, в который входят 18 человек — руководители ФРС США, центробанков Европы, Англии и Японии, а также Индии, Китая, Мексики, Бразилии и ряда других (на долю этих стран приходится 3/4 мирового ВВП, или более $51 трлн), — собираются на ужин, который может длиться до трех часов. Никаких записей не ведется, в комнату с белыми стенами, черным потолком, панорамным видом и запахом орхидей не допускается даже обслуживающий персонал. «Там ведется откровенный и нелицеприятный разговор, — говорит Натан Шитс, экономист Citigroup; работая в прошлом директором по международным отношениям ФРС, Шитс не был на ужинах, но знает про них. — Каждый из присутствовавших играл важную роль во время кризиса».
«Люди могут разговаривать абсолютно конфиденциально, — признался в интервью председатель Банка Англии Мервин Кинг. — Это большое преимущество, когда у тебя есть представление о том, как центробанки смотрят на различные вопросы, какие действия могут предпринять в случае определенных событий».
Распорядителем ужинов выступает Кинг; по словам людей, знакомых с участниками встреч, серьезное обсуждение начинается после закусок и вина. Обычно Кинг просит коллег рассказать о перспективах развития ситуации в их странах. Потом выступающему задают вопросы.
А в понедельник участники секретного совещания встречаются на одном из нижних этажей с представителями других центробанков, там присутствуют их помощники и сотрудники, работники BIS. «Эти встречи — важная площадка для понимания ситуации в мире. Люди говорят без утайки», — говорит председатель Резервного банка Индии Дуввури Суббарао, участник ужинов.
С 2007 г. центробанки влили в мировую финансовую систему более $11 трлн. ФРС в этом году начала уже третий раунд количественного смягчения, выкупая ежемесячно ипотечные облигации на $40 млрд. Банк Англии купил гособлигаций на 375 млрд фунтов ($604 млрд), после чего решил через банки помогать малому и среднему бизнесу. ЕЦБ пообещал скупать гособлигации проблемных стран еврозоны. Банк Японии в борьбе с дефляцией скупает активы на 91 трлн иен ($1,14 трлн). Центробанки надеются восстановить подорванное кризисом доверие участников рынков, компаний и потребителей: по их расчетам, это увеличит занятость и темпы роста экономик.
В погоне за краткосрочной целью центробанки могут спровоцировать надувание новых пузырей, скачок инфляции и другие, пока не очень понятные последствия, возражают критики. «Центробанки не могут решить структурные проблемы экономики. Мы уже устали говорить об этом», — сетует глава департамента денежной политики BIS Стивен Чечетти.
«Что покажет история — центробанки сделали слишком мало или слишком много? Мы пока не знаем, — говорит профессор экономики Гарвардского университета Кеннет Рогофф. — Они рискуют, потому что это экспериментальная стратегия».
С 2007 г., когда разразился самый тяжелый за 80 лет кризис, руководители центробанков стали активно консультироваться друг с другом. Тем более что многие давно знакомы. Карьера руководителей трех самых влиятельных ЦБ начиналась на экономическом факультете MIT. В конце 1970-х гг. докторами там стали председатель ФРС Бен Бернанке и ЕЦБ Марио Драги. Кинг преподавал в MIT в начале 1980-х гг., деля кабинет с Бернанке. А председатель Банка Израиля Стэнли Фишер, в прошлом профессор MIT, был научным руководителем Бернанке и Драги при написании диссертаций (см. врез).
С Фишером Бернанке созванивался в июне 2012 г., чтобы обсудить влияние выборов в Греции на финансовую систему Европы. Также он созванивался с Драги, Кингом и председателем Банка Канады Марком Карни (скоро он сменит Кинга). «Большой секрет успеха в сотрудничестве центробанков в том, что ты можешь просто поднять трубку телефона и быстро о чем-нибудь договориться», — объясняет Кинг.
Кузница кадров
Среди руководителей центробанков, связанных с MIT, — член совета управляющих ФРС Джереми Стейн и директора четырех подразделений ФРС; зампред Банка Англии Чарльз Бин; Хосе де Грегорио и Атанасиос Орфанидес, до недавнего времени руководители ЦБ Чили и Кипра; зампред ЦБ Австралии Филлип Лове (все получили степень доктора). Суббарао из ЦБ Индии был в MIT научным сотрудником.
Джон ХИЛЗЕНРАТ, Брайан БЛЭКСТОУН
WSJ, перевод Михаила ОВЕРЧЕНКО