Владельцы российских ценных бумаг, скрывающие информацию о себе, должны будут заплатить максимальную ставку налога на прибыль — 30%. Такую поправку Госдума может принять в среду. Цель — борьба с офшорами. Но эффективность этой меры не очевидна, уверены эксперты: уход от налогов не единственный мотив перехода в офшорные юрисдикции.
В среду Госдума рассмотрит во втором чтении поправки в Налоговый кодекс, касающиеся раскрытия информации о конечных бенефициарах акционерных обществ и особенностях налогообложения их доходов. Новые статьи вводятся в главы о налоге на доходы физических лиц и налоге на прибыль организаций.
Предлагается взимать максимальную ставку налога на прибыль, применяемую для нерезидентов, то есть, 30%, если владелец ценных бумаг не сообщил о себе полную информацию.
Действующая ставка НДФЛ — 13%, налог на прибыль российских организаций — 20%, для нерезидентов — 30%.
Информация должна содержать фамилию, имя, отчество физического лица, количество принадлежащих бумаг, наименование организации, управляющей ценными бумагами, налоговое резидентство, основание применения льгот, если они применяются. При выплате дохода по ценным бумагам налога будет удерживаться депозитарием, осуществляющим функции налогового агента. Доверительный управляющий и брокер также будут выполнять функции налогового агента. Автором поправок выступила глава комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина. Комитет рекомендовал принять их во втором чтении.
Вместо формальных требований о раскрытии информации о владельцах ценных бумаг необходимо задействовать экономические рычаги, объясняют в комитете.
Похожие предложения неоднократно обсуждались в Госдуме, но были формализованы только после оглашения на прошлой неделе послания президента. Владимир Путин предложил «добиваться прозрачности офшоров, раскрытия налоговой информации, как это делают многие страны». «Надо наладить планомерную работу по упорядочению законодательства, при этом раз и навсегда отказаться от презумпции виновности бизнеса, от обвинительного уклона в правоохранительной и судебной практике», — сказал глава государства.
Многие крупные компании уже раскрыли структуру своих владельцев и без призывов властей, уточняет Николай Подлевских, начальник аналитического отдела «Церих Кэпитал Менеджмент». Публичность нужна для получения больших кредитов, для размещения выпусков облигаций или для выхода на IPO. А банки по законодательству предоставляют Центральному банку структуру своих акционеров.
Но поправка, предложенная Госдумой, — это удар по мелким владельцам ценных бумаг, констатируют юристы. Профессиональные участники рынка знают десятки способов скрыть информацию о себе, не заплатив по верхней шкале налога, полагает адвокат, преподаватель МГИМО Илья Рачков. «Можно заключить договор с фондом, учрежденном в стране, с которой у России имеется договор об избежании двойного налогообложения. В этом случае при выплате дивидендов иностранному юрлицу — акционеру российского АО последнее должно удержать налог у «источника». Самая льготная ставка налога у «источника» в России может составить 0% (например, по договору Россия — Кувейт)», — говорит Рачков.
Другой распространенный способ остаться в тени: кипрская компания, на которую оформлены акции, раскрывает необходимую информацию о себе и о номинальном владельце акций в своем собственном уставном капитале. А «экономическому владельцу» акций выпускается, например, банковская карта к счету компании, с которой он может свободно снимать и переводить деньги.
После принятия поправок все равно останутся физические лица, которым будет выгоднее заплатить 30% налога, чем раскрыть себя. Это, напрмиер, коррумпированные чиновники, уточняет эксперт банка ING Егор Федоров. «Остаться в тени будут и другие владельцы, для которых уход от налогов не единственный мотив перехода в офшор. Права инвесторов в России защищены скудно», — говорит Федоров.
«Не будут раскрывать о себе информацию в первую очередь лица, приобретшие фактический контроль над акциями российских АО незаконными способами. Возможно, в этом случае они предпочтут заплатить все 30%», — согласен Рачков.
Рустем ФАЛЯХОВ