В послании к Федеральному собранию президент Владимир Путин потребовал заняться деофшоризацией экономики: сделать удобным российское законодательство и ужесточить контроль за операциями с офшорами.
Ужесточающий документ уже готов: Росфинмониторинг внес в правительство законопроект (сообщение опубликовано на сайте кабинета министров). Для противодействия незаконным финансовым операциям ведомство предлагает поправить Гражданский, Налоговый и Уголовный кодексы, законы о банкротстве, противодействии и легализации и т. д.
Первая версия поправок подготовлена еще весной и была жесткой. Например, проект запрещал уменьшать доналоговую прибыль на расходы по покупке бумаг, выпущенных офшорными компаниями, разрешал налоговикам без суда менять квалификацию сделки и доначислять налоги. Работа над документом шла в межведомственной рабочей группе по борьбе с незаконными финансовыми операциями при президенте, которую сначала возглавлял, будучи первым вице-премьером, Виктор Зубков, а теперь — помощник президента Евгений Школов.
Предварительно проект стоит в повестке заседания правительства 20 декабря, сказал федеральный чиновник и подтвердил представитель правительства. Минэкономразвития согласовало проект, замечаний нет, сказал «Ведомостям» министр экономического развития Андрей Белоусов. Минфин — тоже, говорит его сотрудник. Представитель ФНС документ не комментирует.
Проект расширяет права налоговиков: они смогут получать в банках информацию о наличии счетов физических лиц. Налоговики утверждают, что справятся с потоком информации, говорит федеральный чиновник (только в Сбербанке к концу 2011 г. было 364 млн счетов частных клиентов): «Они при проверке подозрительных операций граждан даже не знают, в какой банк направлять запрос по счетам. К тому же это международное требование». Действительно, ФАТФ (Межправительственная организация по борьбе с отмыванием денег) указывает, что банковская тайна не должна мешать фискальным органам получать доступ к этим данным, говорит юрист PwC Legal Дмитрий Чиркин. Теоретически такая информация может помочь в борьбе с финансовыми преступлениями, но все зависит от процедуры предоставления данных, замечает он.
Банкам будет несложно предоставлять информацию о счетах, считает президент Клуба банковских бухгалтеров Кирилл Парфенов, но счета легко поменять и «замести следы», а база данных будет колоссальная. Непонятно, как налоговики узнают, обо всех ли клиентах сообщил банк, говорит партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин: для этого придется проверять все депозиты.
Филипп СТЕРКИН, Максим ТОВКАЙЛО