«Эти банки [их 32, критерии отбора — в инфографике] аккумулируют существенные объемы кредитного риска», — говорится в «Обзоре финансовой стабильности» ЦБ, а отсутствие рынка секьюритизации в России не позволяет им снизить риски на своих балансах.
Аналитики не согласны с регулятором. «Увидев эти цифры, некоторые банки захотят с еще большим желанием пойти в розничное кредитование, — говорит Роман Лучковский из «ВТБ капитала». — Данный сегмент банков отличается от остальных, при этом далеко не в худшую сторону. Рентабельность активов розничных банков более чем вдвое выше среднерыночной».
Помогают высокие ставки по розничным кредитам, хотя это говорит о возможном недорезервировании у ряда банков, добавляет аналитик «ЭкспертРА» Станислав Волков.
За последний год о выходе на рынок необеспеченного потребительского кредитования заявили Сбербанк и «ВТБ 24».
Розничный кредитный портфель 32 выбранных ЦБ банков рос выше рынка: на 1 октября годовой темп прироста был 46,5% против 41,7% по всем банкам. Правда, и просроченная задолженность у ряда банков высока: от 10,1 до 19,1% портфеля.
Эксперты ЦБ отмечают, что уровень резервов, формируемых активными розничными банками по проблемным и безнадежным ссудам, ниже, чем по сектору в целом. «Большинство банков выборки имеют невысокий уровень резервирования ссуд
Доля проблемных и безнадежных ссуд в портфеле 32 «потребительских» банков составляет 8,6%, а объем резервов по таким ссудам — 6,4% портфеля.
«Зная только уровень созданных резервов, сложно оценить, насколько проблемные кредиты в розничных банках недорезервированы: банки могут списывать или продавать много проблемной задолженности коллекторам, это и позволяет им не наращивать резервы», — говорит аналитик Standard & Poors Сергей Вороненко. Правда, в 2013 г. проблемная задолженность у банков скорее всего увеличится, поскольку ВВП, а также располагаемый доход населения растут намного медленнее, чем розничное кредитование, добавляет он.
Регулятор видит риски и в том, что почти половина пассивов этих банков сформирована за счет средств физлиц: такое финансирование своей деятельности «может являться источником негативных внешних эффектов». Высокие ставки по кредитам позволяют данным банкам устанавливать и высокие ставки по вкладам, что, в свою очередь, приводит к ухудшению конкурентного положения на рынке вкладов банков, кредитующих реальный сектор под более низкие ставки, и увеличивает риски системы страхования вкладов, полагают эксперты ЦБ.
Активные розничные банки обычно привлекают не самых лояльных вкладчиков, для которых высокая ставка является главным критерием, соглашается Волков: эти вкладчики покидают другие банки, которые не предлагают высокие процентные ставки по вкладам.
Доля этих банков в активах (4,7%) настолько мала, что они смогут перетянуть у крупных банков только «копейки», возражает Лучковский.
Возможное ухудшение положения любого из этих банков не окажет большого влияния на систему, продолжает Лучковский.
Сейчас банковский бизнес развивается весьма рыночными методами и ЦБ его не надо защищать, говорит он, регулятор же своими действиями по охлаждению розничного кредитования хочет предотвратить любые возможные последствия и скорее защитить себя и АСВ.
На рынке потребительского кредитования нарастает угроза системного ухудшения платежной дисциплины, для реализации которой достаточно того, чтобы цена на нефть упала, а доходы населения стали снижаться, полагает Волков. У банков сейчас скорринговые системы настроены на то, что доходы населения не будут снижаться, как в 2009 г. Но тогда при падении цен на нефть государство поддерживало население, поэтому их доходы почти не упали в отличие от компаний. Не факт, что такого же эффекта государство захочет и сможет добиться при следующем снижении цены на нефть.
Говорить о сильном перегреве рынка пока рано, так как «отношение кредитов розничному сегменту к депозитам физлиц» к ноябрю составило около 56%, так что население по-прежнему остается нетто-вкладчиком и в 2013 г. эта тенденция скорее всего сохранится, считает Вороненко.
У 22 из 32 активных розничных банков наблюдалось снижение достаточности капитала в течение последнего года. Среднее значение показателя по выборке составило 14% (для сравнения: по всей банковской системе — 13,1%). В то же время ЦБ указывает, что при сохранении размера капитала на имеющемся уровне его может оказаться недостаточно для покрытия потерь по кредитам в случае реализации кредитного риска.
Ольга ПЛОТОНОВА