Центробанк получит право устанавливать индивидуальные предельные значения нормативов для банков на базе собственного мотивированного суждения. Это значит, что после выявления связанности кредитных организаций и их заемщиков регулятор сможет ужесточать требования по нормативам для провинившихся игроков. Соответствующая поправка будет внесена во втором чтении в поправки в закон «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке». Они ждут принятия с мая прошлого года.
О том, что Центробанк будет наделен правом выносить мотивированное (профессиональное) суждение в отношении связанности банка с заемщиками (этим правом будет наделен Комитет ЦБ по банковскому надзору), было известно еще весной. Впрочем, поправки, содержащие это положение и согласованные всеми заинтересованными ведомствами, были внесены в правительство только в октябре.
В соответствии с документом Центробанку предоставляется право выносить мотивированное суждение в отношении сделок с аффилированными лицами. Аффилированность ревизоры ЦБ смогут определить как с помощью официально прописанных в законе критериев (компания или физическое лицо прямо или косвенно оказывает влияние на принятие банком решений), так и на основе признаков, которые могут свидетельствовать лишь о возможности такого влияния (это и есть мотивированное суждение). В этом случае Комитет банковского надзора может признать сделку аффилированной на основании мотивированного суждения и направить в банк соответствующие требование, которое будет являться обязательным для исполнения.
Как выяснили «Известия», пакет подготовленных поправок был дополнен новой порцией изменений, которые ранее планировалось вносить в Думу отдельно. Они должны были подвести законодательную основу под рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору. Самая существенная новая поправка дает Центробанку право устанавливать индивидуальные предельные нормативы для банков, в отношении которых он принимает надзорные решения. То есть после выявления фактов аффилированности кредитных организаций и их заемщиков регулятор сможет применять к ним санкции, ужесточая требования по нормативам для провинившихся игроков.
О существовании серьезной проблемы с аффилированностью «Известиям» недавно рассказывал в интервью зампред ЦБ Алексей Симановский.
Участники рынка в целом положительно восприняли предоставление ЦБ права устанавливать индивидуальные нормативы для банков на базе собственного мотивированного суждения.
Если расценивать данную меру как дополнительный инструмент регулирования, применяемый в отдельных случаях, то скорее это положительное решение, говорит аналитик «Уралсиб Кэпитал» Наталья Березина. К тому же, по словам эксперта, если данный инструмент позволит предотвратить случаи преднамеренного банкротства, которые подрывают всю банковскую систему, то такой результат компенсирует возможные риски, связанные с ошибкой или злоупотреблением.
Новация в целом правильная, комментирует предправления СДМ-банка Максим Солнцев.
— Банковская система всегда страдала от олигополии, связей финансового капитала с промышленным, как, например, в случае с Межпромбанком и Банком Москвы. Поэтому у ЦБ должны быть право на мотивированное суждение, а также возможность устанавливать индивидуальные нормативы для банкам по его итогам. Это поможет защитить всю систему от рисков. Другой вопрос — насколько профессионально и справедливо будут приниматься данные решения ревизорами Банка России.
В то же время замдиректора департамента банковского аудита ФБК Роман Кенигсберг скептически воспринял новацию.
— Основной проблемой использования мотивированного суждения является сложность определения его объективных целей — мотивов, иначе мотивированное суждение превращается в мотивировку, маскирующую субъективные цели человека, выражающего суждение, или отсутствие таковых, — говорит Кенигсберг. — Кто будет контролировать объективность мотивированных суждений? Как будет преодолеваться информационная асимметрия, существующая между надзорным органом и субъектом регулирования? Представьте сотрудника ГИБДД с правом применения мотивированного суждения к водителям, и вы поймете, что чувствуют сейчас банкиры.
Получить оперативный комментарий у представителей Центробанка не удалось.
Анастасия АЛЕКСЕЕВСКИХ, Татьяна ШИРМАНОВА