После общего мирового кризиса 2008 года, который также задел и нашу страну, российский автомобильный рынок рос в течение трех последующих лет. Это обычный срок выхода на посткризисные показатели в общемировой практике. Начало 2012 года (а если быть точным, первый его квартал) выдалось успешным практически для всех дилеров. Рост затронул абсолютно все сегменты — как массовые марки, так и премиальные.
В первую очередь это было вызвано тем, что к концу 2011 года имелся существенный дефицит различных популярных моделей. Дилеры ждали поставок, соответственно, покупатели не торопились вкладывать свои деньги в автомобили. Исходя из этого на начало 2012 года производители наполнили рынок рядом ранее ограниченно доступных моделей. В связи с этим по рынку в первые три месяца мы наблюдали значительный рост в районе 20—25% относительно прошлого года.
Темп роста даже опережал обычный сезонный фактор. Потребители буквально скупали автомобили предыдущего модельного года. С апреля по июль 2012 года темп роста стабилизировался и остановился в диапазоне 10—15%, сохраняя обычный сезонный уровень. Уже с августа нас ждало снижение темпов роста российского авторынка, и в ноябре он показал идентичные с прошлым годом цифры. Сейчас существуют некие кризисные ожидания.
В первую очередь это касается бюджетных марок. Их покупатели, как правило, острее ощущают на себе возможные негативные влияния замедления экономики. С премиальными марками ситуации немного иная. Пока сохраняется небольшой рост. Это подтверждается и статистикой по нашему автомобильному холдингу. Продажи BMW и премиальных моделей Volkswagen растут, а Ford — остаются на прошлогоднем уровне. Также сейчас существует фактор отложенного спроса. Потребители ждут скидок и специальных предложений. Сейчас у многих дилеров образовались большой запас автомобилей. Думаю, что большинство попытается реализовать его за счет новогодних акций. Такая же ситуация сложилась и в регионах. Раньше у них существовал дефицит автомобилей, в этом же году ситуация начала исправляться.
В будущем году мы ожидаем, что основным драйвером роста станут скидки и дисконтные программы. Но работать это будет, как мне кажется, только первый квартал, когда у дилеров еще будет огромный склад нераспроданных автомобилей. Дальше все будет зависеть больше от внешних факторов. Таких, как, например, повторный запуск программы утилизации автомобилей. Если это произойдет, то может произойти новая волна спроса.
Учитывая то, что Россия обладает достаточно возрастным автомобильным парком и на тысячу человек у нас приходится значительно меньше автомобилей, чем в той же Европе, я полагаю, что это вполне реально. Также может помочь снижение ставок по кредиту. Но этого ждать не приходится. С начала 2013 года некоторые банки запланировали даже небольшое их увеличение, так как существуют общая тенденция в мировой экономике — деньги дорожают. Удержать процент ставок на прошлогоднем уровне будет возможно только поддержкой автопроизводителей. Средняя доля кредитных автомобилей по всем маркам за 2012 год составляет порядка 40%. В связи со сказанным выше не думаю, что ситуация
Также существенной проблемой для дилеров могут стать амбициозные планы, поставленные производителями на будущий год. Это может вызвать перенасыщение дилерских складов, и тогда вполне возможно повторение сценария конца этого года. Когда крупные дилеры смогут спокойно продавать автомобили из своего стока, тогда как более мелкие будут вынуждены буквально избавляться от них за минимальные деньги, зарабатывая только на бонусах от производителя. Есть и другой вариант развития событий, когда дистрибьюторы
В целом в 2013 году ожидается сохранение уже достигнутого уровня объемов продаж. Изменения могут быть в районе 5% в сторону как увеличения, так и снижения. Также, как мне кажется, увеличится процент продаваемых иностранных автомобилей российской сборки. Это, безусловно, вызвано более привлекательной ценой и увеличением мощностей на наших автомобильных заводах.
Объемы оказываемых услуг сервиса непрерывно растут. В первую очередь это происходит за счет гарантийных автомобилей. За последние три года был существенный рост в объемах продаж новых автомобилей, что позволило значительно увеличить показатели по сервисному обслуживанию. В следующем году мы ожидаем, что объем сервисных услуг и продаж аксессуаров увеличится на 15—20%. В перспективе это может служить дополнительным подспорьем для поддержания дилеров.
Александр НИКОНОВ
Автор — директор дилерского центра BMW компании «Авилон»