В 2002 г. на фондовые рынки БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) приходилось всего 3% капитализации рынков стран — членов Всемирной федерации бирж. К 2011 г. их доля составляла уже пятую часть совокупной капитализации. Но в 2012 г. страны БРИК выступили не слишком удачно, за исключением разве что Индии, чей индекс BSE Sensex прибавил 25,6% с начала года по 25 декабря: фондовые рынки Китая (Shanghai Composite вырос всего на 0,9%), России (ММВБ — на 10,5%) и Бразилии (Bovespa — на 7,4%) отстали от американского индекса S&P 500 (12,9%), а в экономике наметились серьезные проблемы.
Визитной картой БРИК служили высокие темпы экономического роста. Это остается в силе, но с рядом оговорок. В период 2000—2008 гг. среднегодовые темпы роста ВВП составляли 8%, что почти на 6 процентных пунктов превосходило средний показатель «большой семерки». По прогнозу МВФ, в 2012 г. экономики стран БРИК, в среднем, выросли на 4,5% и разрыв с G7 сократился до 3,1 п. п. Все страны БРИК без исключения, даже Китай, заметно притормозили. В будущем году ожидается 5,5%-ный рост, что само по себе неплохо, но проигрывает в сравнении с былыми успехами.
До 2008 г. экспорт из развивающихся стран увеличивался, в среднем, на 20—30% в год. Жители Европы и США дали волю потребительским инстинктам, пользуясь дешевыми кредитами и скупая дешевые товары, в то время как инвесторы спешили вложить деньги в развивающиеся страны. Сейчас Европа переживает кризис, а США, чья экономика пусть и в более выигрышном положении, чем в Старом Свете, страдают от высокой безработицы и огромного бюджетного дефицита. Экспорт из развивающихся стран в уходящем году сократился, в будущем вырастет всего на 5—10%, считает эксперт UBS Бхану Баведжа. Приток инвестиций, соответственно, обмельчает.
Такая ситуация будет наблюдаться во всех странах БРИК, однако больше всех пострадают крупные экспортеры сырья — Россия и Бразилия.
У России свои, особенные проблемы: коррупция и демографический спад. Тем не менее акции российских компаний выглядят привлекательно: отношение капитализации к прогнозируемой на 2013 г. прибыли составляет около 6, хотя в других странах БРИК он равен 15—18, а у компаний, входящий в индекс S&P 500, — 14. Но развитию российской экономики угрожают риски: это цены на нефть и кризис в еврозоне. Оптимисты указывают на официально заявленную борьбу с коррупцией. В случае успеха отток капитала из России в краткосрочной перспективе только усилится. В 2012 г. отток капитала сильно мешал российской экономике.
У Бразилии дела обстоят лучше, чем у России. Но в 2012 г. Бразилия утратила расположение инвесторов, благоволивших к ней последние несколько лет. Экономика выросла на 0,6%, это вдвое меньше прогноза. Главная проблема — недостаточный объем инвестиций, составивший 19% от ВВП, тогда как для 4,5%-ного роста экономики, наблюдавшегося в последнее десятилетие, Бразилии требуется 22%, рассчитал Deutsche Bank. Инвесторов отпугивает вмешательство государства и запутанный налоговый кодекс.
Индия и Китай должны выиграть от снижения цен на сырье. Благодаря этому Дели сможет укротить инфляцию, которая сейчас превышает 7%, хотя ВВП в 2012 г. должен вырасти всего на 4,9% — против 8% в докризисную эпоху. Инфляция порождена неразвитостью инфраструктуры вследствие слабого притока инвестиций. Правительственные субсидии, призванные ослабить инфляцию, мешают притоку средств в промышленность, а значит, не позволяют создать рабочие места для молодежи — главного резерва Индии, считает Баведжа из UBS: «Индия стоит перед выбором: кормить этих парней за счет государственных субсидий или же занять их».
В отличие от остальных стран БРИК, Китай не знает недостатка в инвестициях: в 2003—2007 гг. объем инвестиций был равен 42% ВВП, а это больше, чем в Японии в 1964—1974 гг. или в Южной Корее в 1987—1997 гг. — во времена промышленного бума, указывает Чарльз Дюма из Lombard Street Research. В 2011 г. Пекин нарастил показатель до 48% ВВП, чтобы подстегнуть экономический рост.
Проблемы Китая состоят в другом — в торговых разногласиях с Европой и США, вызванных перепроизводством промышленных товаров, от солнечных батарей до стали. Кроме того, в Китае растут зарплаты, а в банковском секторе скапливается груз «плохих» кредитов. Новое руководство КНР, по всей видимости, отдает себе отчет в том, что с экспортом возникли проблема: пятилетний план предусматривает стимулирование внутреннего спроса.
Однако развитие экономики за счет внутреннего спроса чревато ее торможением (в настоящее время рост ВВП на 51% обеспечивается экспортом и инвестициями). Не исключено, что правительство вернется к старой модели и начнет кредитовать госкомпании.
В отличие от прошлых кризисов, странам БРИК сейчас ничто не угрожает: они не наделали особых долгов. Но время стабильности прошло. Членам БРИК предстоит в одиночку бороться со своими проблемами и перестраиваться в соответствии с меняющимся миром. Если в период подъема различия между ними были не столь заметны, то теперь они все сильнее будут расходиться в политическом и экономическом плане, что, вполне вероятно, поставит под вопрос само понятие «БРИК».
Лайам ДЕННИНГ
WSJ, перевод Анны РАЗИНЦЕВОЙ