С начала года в отношении операций с любым имуществом, совершаемых российскими госслужащими, включая президента и председателя правительства, введен повышенный контроль со стороны банков. Если таким операциям присвоена высокая степень риска отмывания доходов, то кредитные организации обязаны предпринять целый ряд мер, в том числе по выявлению источника происхождения собственности. До этого в список особого контроля входили только иностранцы.
Изменения внесены в так называемый антиотмывочный закон — «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Эти поправки вызваны принятием закона о контроле за соответствием расходов лиц, занимающих госдолжности, их доходам. Документ был подписан президентом в начале декабря прошлого года, а с 1 января вступил в силу.
Согласно изменениям, в черный список включены лица, занимающие госдолжности в РФ, в число которых помимо президента и премьер-министра входят также депутаты, сенаторы, аудиторы Счетной палаты, судьи Верховного и Конституционного судов, руководители ряда ведомств — Генпрокуратуры, Центробанка, Центральной избирательной комиссии и др. Также в черный список попали члены совета директоров ЦБ, лица, занимающие должности, определяемые президентом, в госкорпорациях и представители публичных международных организаций.
В отношении этих лиц с начала года действует особый порядок контроля как со стороны банков, так и иных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и имуществом. В их числе — страховые и лизинговые компании, потребительские кооперативы, ломбарды, букмекерские конторы.
Все они наряду с банками обязаны среди граждан, являющихся их клиентами, выявлять лиц, входящих в черный список. В том случае если их операции имеют признаки легализации доходов, полученных преступным путем, им уделяется повышенное внимание. На обслуживание такой госслужащий принимается только на основании письменного решения руководителя организации или его зама. Под контроль попадают также все операции близких родственников лиц из списка (супругов, детей, родителей, дедушек и др.). Наконец, в отношении подобных клиентов должны быть приняты все возможные меры для определения источника происхождения принадлежащих им денежных средств или имущества. Информация о клиентах из черного списка должна регулярна обновляться.
Признаки операций, имеющих высокую степень риска отмывания доходов, в каждом банке устанавливают самостоятельно, руководствуясь рекомендациями ФАТФ — группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. В информационном письме Росфинмониторинга от 2 августа 2011 года № 17 к таким признакам рекомендуется отнести, например, любую деятельность, связанную с интенсивным оборотом наличности, а также обслуживание такого клиента менее года, если выгодоприобретатель по операции является нерезидентом, и так далее.
Лица из списка не попадают под контроль кредитной организации только в том случае, если сумма их операции не превышает 15 тыс. рублей и связана с покупкой-продажей наличной валюты или осуществлением перевода без открытия счета.
В связи с расширением черного списка работа банков не претерпит серьезных изменений, говорит аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Смирнов: «Исполнение банками новых поправок к «антиотмывочному» закону не потребует значительных затрат и будет реализовываться в рамках обычной операционной деятельности».
Изменения могут сказаться на других клиентах банка, не входящих в список, считает начальник управления финансового мониторинга банка «Стройкредит» Оксана Курганова. По ее словам, в западной практике выявление лиц, фигурирующих в подобных списках, необходимо осуществлять лишь в случае договорных отношений между банком и клиентом — к примеру, при открытии вклада. В России исходя из новых требований закона банки будут это делать даже в случае разовых операций на сумму от 15 тыс. рублей.
— Допустим, человек зашел в банк для того, чтобы сделать коммунальные платежи за несколько месяцев, и банк будет вынужден поинтересоваться, не относится ли этот гражданин к указанной категории лиц. У клиентов, в свою очередь, может возникнуть недопонимание: с какой стати банки интересуются такими вещами при проведении элементарных операций, — указала Курганова.
Ожидать весомых подвижек в борьбе с легализацией преступных доходов от включения в этот список госслужащих РФ, конечно, тоже не стоит, полагают эксперты.
— Многоступенчатую систему владения каким-нибудь ООО отследить будет всё также нелегко, — указал аналитик Национального рейтингового агентства Вадим Тихонов. — К тому же никто ведь и сейчас не приносит незадекларированные деньги в чемодане самостоятельно, чтобы перевести на офшорный счет, оформленный на себя же. По его мнению, имело бы смысл продолжить черный список «вглубь», включив в него и более мелкие должности сотрудников госаппарата.
Впрочем, закон о контроле за расходами госслужащих, повлекший изменения в антиотмывочном законодательстве, касается как раз огромного количества госслужащих и членов их семей. Речь идет о создании отчетов о расходах приблизительно 10 млн человек, говорил в прошлом году Владимир Васильев, глава фракции «Единой России» в Думе. Например, в начале этой недели Таможенная служба опубликовала для антикоррупционного анализа перечень должностей своих служащих, подпадающих под действие этого закона. В нем более 120 позиций, а так как составлен список по алфавитному принципу, начинается он с «бортового механика» и «боцмана» (речь идет, видимо, о членах экипажа таможенных судов и самолетов). Руководитель ФТС России соседствует там с главными инженерами, техниками и консультантами и коком-инструктором.
Татьяна ШИРМАНОВА, Анастасия АЛЕКСЕЕВСКИХ