Негосударственным пенсионным фондам (НПФ) будет позволено фиксировать убыток на счетах клиентов — такое решение принято вчера на совещании у председателя правительства Дмитрия Медведева, рассказали несколько участников совещания. Теперь нужно, чтобы появился механизм, с помощью которого можно было бы гарантировать гражданам сохранность их пенсионных взносов; Медведев поручил такой механизм разработать, сообщила его пресс-секретарь Наталья Тимакова.
Все главные регуляторы пенсионных фондов — Минэкономразвития, Минфин, Минтруд и ФСФР — согласны с тем, что НПФ могут нести убытки, говорит один из участников совещания, предложения о том, каким будет механизм страхования пенсионных взносов, должны поступить в правительство к маю. Другой участник указывает, что предстоит законодательно ограничить возможность будущего пенсионера менять НПФ — не чаще чем раз в пять лет.
Это ключевые для пенсионных фондов изменения. Сейчас фонды, боясь показать убытки, инвестируют только в надежные низкодоходные инструменты и их доходы с трудом покрывают инфляцию, объясняет чиновник — участник совещания: «Поэтому расширять список активов, доступных для НПФ, нет смысла». А о возможности удержать клиентов (и их деньги) подольше управляющие компании и НПФ давно мечтают.
«Идея ограничить возможность перехода из фонда в фонд каким-то сроком — три года или пять лет — действительно обсуждается в правительстве, — говорит чиновник одного из заинтересованных министерств. — Переходить каждый год — нерационально, пенсионные деньги должны инвестироваться вдолгую, один год для них не показатель». Возможно, пять лет — «многовато», продолжает он, три года — более приемлемо.
Идея находит понимание и в Минфине, и в Минэкономразвития, и в Минтруде, но детально предложение пока не обсуждалось, теперь обсуждение начнет межведомственная рабочая группа, которая создана позавчера при Минфине, рассказывает чиновник, а первым об ограничении возможности менять НПФ заговорили в Минздравсоцразвития — после того как в 2011 г. Пенсионный фонд России наводнили жалобы на мошенников, которые без спросу клиентов переводили их накопления из одного НПФ в другой. По мнению председателя совета НПФ «Ренессанс жизнь и пенсии» Олега Киселева, частая смена НПФ не приводит к хорошему результату, надо смотреть на среднюю доходность накоплений за несколько лет, а не за год. А если фонд поменять все же хочется, у будущих пенсионеров за 25—30 лет будет несколько таких возможностей, убеждает он.
Проблема с убытками возникла четыре года назад: в кризисный 2008 год многие фонды ушли в минус, а некоторые отразили это на счетах клиентов, что не учтено в законе. ФСФР пыталась своим приказом разрешить НПФ фиксировать убытки, но этот приказ не утвердил Минюст — против был Минтруд. Сейчас у социального блока правительства нет принципиальных разногласий с экономическим блоком. «Нельзя разрешить разносить убытки по счетам до того, как будут найдены механизмы гарантирования средств (см. врез) как минимум не ниже номинала», — передал позицию вице-премьера Ольги Голодец ее пресс-секретарь.
Возможность фиксировать убытки дает большую гибкость в управлении — увеличится количество активов и проектов, в которые НПФ смогут вложиться, инвестполитика будет более агрессивной, полагает консультант УК «Солид менеджмент» Сергей Звенигородский.
У управляющих появится возможность более длинных инвестиций, рынок получит более длинные деньги, согласен аналитик «Ренессанс капитала» Михаил Ротаев. Но сейчас проблема НПФ не в том, что они не могут инвестировать в высокорискованные активы, а в том, что не могут инвестировать в более надежные, подчеркивает он: «Они могут вкладывать только в бумаги эмитентов из котировального списка A, куда не входят такие голубые фишки, как «Роснефть» и «Газпром», и в то же время им доступны эмитенты из второго эшелона, котировки которых более волатильны, что может привести к большим убыткам». Следующий шаг — расширение списка инструментов для инвестирования НПФ, принципиальное решение уже есть, радуются два чиновника правительства и человек из рабочей группы по созданию в Москве международного финансового центра.
Две концепции
Главный вопрос — из каких средств должен формироваться фонд для гарантирования пенсионных взносов. Минэкономразвития предлагает взять деньги из дохода ПФР: в течение года работодатели перечисляют в ПФР страховые взносы, ПФР размещает их в госбумаги и депозиты — до передачи денег УК и НПФ. В 2011 г. в ПФР поступило 377 млрд руб., они принесли 23,5 млрд дохода. В Минфине и Минтруде считают, что отчисления должны делать и частные управляющие компании, и НПФ, иначе они не будут заинтересованы в эффективной работе.
Маргарита ПАПЧЕНКОВА, Наталия БИЯНОВА, Алексей РОЖКОВ, Евгения ПИСЬМЕННАЯ