Этот год будет годом перемен, считает замминистра экономического развития Андрей Клепач: «Надеюсь, что позитивных». Россия может сформировать условия для ускорения темпов роста, приблизив их к потенциальным, которые Клепач оценивает в 4—5%.
Весь 2012 год темпы экономики в годовом значении замедлялись — с 4,9% в I квартале до 2,2% в четвертом, по оценке Минэкономразвития. Рост за год ведомство оценивает в 3,4—3,5%. «Замедление с некоторым привкусом оживления», — охарактеризовал текущую ситуацию Клепач: данные со снятой сезонностью показывают, что рост в конце года даже немного ускорился — до 0,6% в IV квартале с 0,5% в третьем и 0,3% в первом полугодии.
В первом полугодии 2013 г. экономика выйдет на «плато», ожидает Клепач: рост в
Но потенциал роста России не используется в полной мере, уверен Клепач, и 2013 год может заложить основу для более высоких темпов: «Потенциальные темпы, по моей оценке, — 4—5%, но никак не 3,5%». Так, мощности предприятий, по официальным данным, загружены на 60—70%, по опросам — на 80%, т. е. уровень загрузки можно увеличить еще на одну пятую, рассказал он. Фактический уровень безработицы — 5,7% в среднем за 2012 г. — ниже естественного уровня, который Клепач оценивает в 5%. «Но есть и другие оценки экспертов — что 6% и что тогда у нас уже перегрев», — отмечает он. Надежных расчетов потенциальных темпов экономики нет, признает Клепач, но даже если опираться на динамику последних кварталов, то она ниже и 3,5%, т. е. в любом случае экономика может расти быстрее.
Ранее первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев заявлял, что, по оценкам ЦБ, темпы экономики близки к потенциальным, а значит, смягчение денежно-кредитной политики только навредит, надув пузыри и обременив балансы банков плохими долгами.
Для ускорения необходимо смягчение и денежной политики, и бюджетной, считает Клепач. «Правительство объявило об очень многих преобразованиях, дальше — вопрос, насколько удастся соединить с ними бюджетные обязательства и насколько удастся наполнить эти мероприятия со стороны бизнеса, компаний, банков, в том числе какими кредитами это окажется поддержано», — сказал он. Темпы роста кредитования компаний сократились с 36% в начале 2012 г. до 14% в конце, если и дальше сокращать, то «получим стагнацию», предупредил Клепач. Наложилось несколько факторов — дороговизна пассивов, риски кредитования, неготовность предприятий кредитоваться под высокие ставки. «Но этот тромб должен
В 2012 г. произошло почти беспрецедентное падение темпов роста производства инвестиционной продукции, инвестиции стагнировали на протяжении года (рост на 6,7% — «заслуга» внутригодовой динамики в 2011 г.), замечает Николай Кондрашов из Центра развития ВШЭ. Упали и темпы роста строительства — до 2,4% с 5,1% в 2011 г., а рост в базовых отраслях, замедлившийся до 3,2% с 5,1%, при сохранении текущей динамики составит по итогам 2013 г. всего 1,4%. Поддерживавший экономику потребительский спрос тоже будет замедляться, так как сам был в 2012 г. поддержан индексацией зарплат силовикам и ускорением потребкредитования (темпы его роста в 40% чрезмерны, согласен Клепач с ЦБ): никаких причин для ускорения экономики нет. Главным условием роста становится качество госуправления: борьба с коррупцией и институциональные реформы — именно так ответили 79% опрошенных на Давосском форуме, напоминает Кондрашов. Однако с учетом того что премьер Дмитрий Медведев к такому ответу не присоединился, шансы на оживление экономики в этом году совсем иллюзорны, заключает он.
Фискальная и монетарная политика вряд ли помогут, сомневается Александр Морозов из HSBC. В 2012 г. бюджетные расходы выросли на 10% в реальном выражении, в 2013 г. вырастут на 1%: не так уж много возможностей для усиления роли госинвестиций. А у цен на нефть больше шансов снизиться, чем вырасти. Ставки репо ЦБ, определяющие ставки денежного рынка, и так ниже инфляции: их снижение не подстегнет рост ВВП. Единственное, что можно использовать в текущей ситуации для ускорения роста, — экономическая либерализация, улучшение бизнес-климата и структурные реформы, заключает Морозов. Ставка на то, что фискальная и монетарная политика помогут реформам, несет бюджетные и инфляционные риски, в конечном итоге — риски замедления экономики в среднесрочном периоде, считает он.
Ольга КУВШИНОВА