США грозит рецессия: безработица растет, прибыли компаний и расходы потребителей падают. Но долгой она не будет — США и мировую экономику поддержат развивающиеся страны.
Новый год принес американской экономике печальные известия. Безработица в декабре выросла до 5%. Это на 0,6 процентного пункта больше, чем в марте, когда процент безработных был самым низким с конца 2001 г. «С 1949 г. не было случая, чтобы столь значительный рост безработицы не сопровождался рецессией (за этот период было 10 рецессий)», — пишет в отчете Джон Райдинг, главный экономист по США банка Bear Stearns. В прошлом рецессия начиналась не позднее чем через три месяца после достижения уровня безработицы в 5%, отмечают аналитики Goldman Sachs.
В декабре после 10 месяцев роста был отмечен спад в производственном секторе: индекс Института менеджеров по закупкам (ISM) снизился до самого низкого уровня с апреля 2003 г. Спад на рынке жилья и ужесточение условий кредитования вкупе с растущими ценами на топливо, похоже, начали подтачивать и главную опору американской экономики — ее потребителей, расходы которых формируют около 70% ВВП. На прошлой неделе несколько розничных компаний сообщили о снижении продаж в декабре и ожидающемся падении прибыли в IV квартале. Американцы сокращают покупки по кредитным картам, а просрочка по ним растет, заявили American Express и Capital One Financial. По данным Федеральной резервной системы (ФРС) США, инструменты кредитного рынка (ипотечные и автокредиты, задолженность по кредитным картам) составляют рекордные 18,7% активов домохозяйств, и «у них нет резервов, которыми можно было бы воспользоваться», говорит Пол Кэсриэл, экономист Northern Trust, оценивающий вероятность рецессии в 65%. Главный экономист J. P. Morgan Брюс Кэсман ожидает, что в I квартале рост ВВП будет нулевым, а главный экономист по США Morgan Stanley Ричард Бернер — что отрицательным.
В США фазы экономического цикла определяет Национальное бюро экономических исследований (NBER), которое оценивает рецессию как «значительное» снижение экономической активности в течение продолжительного времени, отражающееся на темпах роста ВВП, занятости, производства, продаж и доходов. Вероятность рецессии превысила 50%, заявил в интервью Bloomberg профессор Гарвардского университета и президент NBER Мартин Фелдстейн.
Коварная ипотека
Проблемы в экономике порождены спадом на рынке жилья и разразившимся в прошлом году кризисом в секторе высокорискованного ипотечного кредитования. Инвестбанки списали около $100 млрд ипотечных облигаций. Потери финансовых компаний вследствие падения стоимости кредитных инструментов, включая ипотечные облигации, дефолта заемщиков по кредитам и необходимости продавать их дома в условиях падения цен на недвижимость могут достичь $400 млрд, или 3% ВВП, заявили в ноябре Deutsche Bank и Goldman Sachs. Оценка ОЭСР скромнее — более $300 млрд, но все равно в абсолютном измерении она превышает потери от любого из предыдущих американских долговых кризисов.
Инвестбанки продавали облигации, обеспеченные различными кредитами, инвесторам по всему миру. Считалось, что уровень риска снижается благодаря его переносу из банковского сектора на рынок капитала, где работают миллионы инвесторов. Но это создало другую проблему: участники кредитного рынка теперь не знают, у кого и в каком количестве имеются эти облигации. Они также не знают, сколько эти бумаги стоят. Обеспеченная облигация делится на несколько траншей с разными уровнями риска, доходности, правилами погашения. Во многих выпусках по траншам с низким кредитным рейтингом основная сумма долга выплачивается по истечении трех лет и только при условии, что дефолты остаются на низком уровне. «Может, люди потеряют деньги, может, не потеряют — мы узнаем не раньше, чем через
Неразбериху усугубили рейтинговые агентства, которые резко изменили оценку кредитных инструментов: порой даже транши с наивысшим рейтингом ААА были понижены до спекулятивного уровня. По оценке Credit Suisse, агентства понизили рейтинг по 70% бумаг с рейтингами А и ВВВ, выпущенных в 2006 г., когда выдавались наиболее рискованные кредиты. «Рынки капитала 2007 г. завалены трупами людей, которые считали, что цены высокорискованных облигаций достигли дна на уровне 90, 80, 70, 50, 40, 30 и 20 центов за доллар», — говорит Джеффри Гандлэч, директор по инвестициям TCW Group.
Другая проблема — падение стоимости обеспечения, т. е. домов. Благодаря низким процентным ставкам в 2001—2006 гг. цены на них, по данным Национальной ассоциации риэлторов, выросли на 50%. Рост позволял ипотечным банкам наращивать выдачу кредитов, в том числе рискованным заемщикам. Последние же надеялись рефинансировать кредит через несколько лет — ведь дом обязательно подорожает. Однажды надежды не сбылись: общенациональный индекс цен на недвижимость S&P/Case-Shiller упал с пикового значения во II квартале 2006 г. по III квартал 2007 г. на 5%. По прогнозу Moodys Economy.com, к началу 2009 г. падение составит 12%, а учитывая различные скидки покупателям — более 15%.
По данным Inside Mortgage Finance, в 2006 г. в США было выдано высокорискованных ипотечных кредитов на $600 млрд, или 21% от всех ипотечных кредитов (в 2001 г. — $160 млрд, или 7%). А объем выпуска бондов, обеспеченных высокорискованными кредитами, составил в 2006 г., по данным Moodys, $475 млрд. Всего же в 2006 г. было выдано ипотечных кредитов на $2,5 трлн, из них были секьюритизированы кредиты на $1,9 трлн. «Старомодные инвесторы вроде меня ожидали, что обвал начнется раньше», — признается Джордж Сорос.
Спад на рынке обеспеченных ценных бумаг и жилья заставляет банки сокращать объемы кредитования и увеличивать стоимость заемных средств. Даже снижение ставок ФРС может не помочь, поскольку «основная проблема — это проблема доверия в финансовом секторе», считает Фелдстейн. «Фактически мы наблюдаем распад современной банковской системы, системы кредитования на заемные средства, которую так сложно понять, что даже председателю ФРС Бену Бернанке пришлось пройти курс переподготовки и получить разъяснения от управляющих хедж-фондами на специально организованной встрече в августе», — считает Билл Гросс, управляющий директор PIMCO.
Тигры помогут
Гросс полагает, что рецессия началась в декабре и продлится четыре-пять месяцев. В 2004—2005 гг. жилищный сектор добавлял около 1 п. п. росту ВВП, отмечает Марк Занди, главный экономист Moodys Economy.com. Спад в жилищном секторе отнимет у роста ВВП более 1 п. п. в 2007 г. и 1,5 п. п. в 2008 г., считает он. Goldman Sachs на днях повысил прогноз падения цен на недвижимость с 15% до 20—25%.
Спад не будет продолжительным, считает большинство экспертов. «Банки ужесточают стандарты кредитования, но это не означает, что они будут отказывать клиентам с хорошей кредитной историей и балансом», — говорит главный экономист Торговой палаты США Мартин Регалиа, добавляя, что мелкие компании по-прежнему занимают деньги по приемлемым ставкам. Снижение темпов роста капиталовложений будет умеренным, согласен Goldman Sachs.
Рост ВВП в IV квартале составил 0,9% в годовом исчислении, свидетельствуют данные опроса 54 экономистов, проведенного The Wall Street Journal 4—8 января; по итогам 2007 г. рост составил 2,5% (в 2006 г. — 2,6%). В 2008 г. согласно консенсус-прогнозу он будет 2%. Самую пессимистичную оценку дает Goldman Sachs (-0,4%), но, как и остальные эксперты, экономист банка Иан Хатциус ожидает оживления экономики в конце 2008 г. и ее восстановления в 2009 г. В оценках экономистов длительность рецессии «не слишком варьируется: около трех кварталов — и все», говорит Дэвид Уисс из Standard & Poors.
Чтобы поддержать рост, ФРС придется в 2008 г. снизить ставки до 2,5—3%. Merrill Lynch прогнозирует даже 2% к середине 2009 г.
Экономика устоит благодаря компаниям, ориентированным на экспорт, считают аналитики. «Беспомощность внутренних рынков США, Великобритании и части стран еврозоны» будет контрастировать с «удивительно высокими темпами роста экспорта в развивающиеся страны», пишут экономисты HSBC Стивен Кинг и Стюарт Грин. HSBC ожидает, что в 2008 г. рост в развивающихся странах составит 7% (в 2007 г. — 7,3%), Citigroup — 6,9% (7,1%). Merrill Lynch считает, что рост мировой экономики без учета США замедлится с 6% до 5,6%.
Дон Ханна, начальник отдела анализа развивающихся рынков Citigroup Global Markets, полагает, что страны — производители нефти и азиатские страны в наименьшей степени подвержены последствиям замедления экономики США. Несмотря на него, потребление нефти в мире вырастет на 2,5%, прогнозирует Международное энергетическое агентство; только в Китае спрос увеличится на 5,7%. При этом возможности по увеличению добычи столь малы, что «на цену нефти может повлиять любая мелочь», говорит Фатих Бирол, главный экономист агентства.
Михаил ОВЕРЧЕНКО