«В кредитные отношения вовлекается все больше экономически активных россиян», — отмечает гендиректор Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Александр Викулин. На 1 января 2012 г. в базе НБКИ хранились данные о 47 млн человек (63% экономически активных граждан), год спустя — более 60 млн (80%), а число кредитов (в том числе погашенных) в базе НБКИ перевалило за 100 млн.
Быстрее всего растет число мелких кредитов — потребительских и по картам, а также задолженность по ним, отмечает НБКИ (см. инфографику).
По данным ЦБ, за год задолженность россиян перед банками выросла на 40% до 7,7 трлн руб., а необеспеченные кредиты — на 60%. Столь стремительный рост обеспокоил регулятора, который ужесточает требования к необеспеченным займам. Руководители ЦБ считают, что в этом году рост розничного кредитования замедлится до 25—30%.
Банки должны более тщательно отбирать потенциальных заемщиков, предупреждает Викулин. Растет не только число заемщиков, но и число тех, в чьей истории несколько кредитов. Доля заемщиков, у которых более пяти счетов, в базе НБКИ за год выросла с 4,8 до 8,5%.
Банкиры уже начали ощущать симптомы кредитной эпидемии. Многие опасаются излишней закредитованности граждан.
«Качество розничных кредитов снижается, со второго полугодия многие участники рынка отмечают ухудшение качества обслуживания населением кредитов», — говорит зампред правления банка «Открытие» Анатолий Предтеченский. «Мы заметили, что во II квартале прошлого года некоторые наши клиенты с задолженностями по кредитам наличными и кредитным картам стали хуже их погашать», — говорит зампред правления «Ренессанс кредита» Татьяна Хондру, связывая это в том числе с тем, что заемщики имеют сразу несколько непогашенных кредитов в разных банках: «Рост кредитной нагрузки и приводит к ухудшению качества обслуживания долгов».
«Тренд прошлого года — колоссальная закредитованность населения — не мог не найти отражения в качестве заемщиков, — добавляет гендиректор бюро кредитных историй «Эквифакс» Олег Лагуткин. — Наши аналитики составили «индекс кредитной сознательности населения», который показывает поведение заемщиков в отношении своих кредитных обязательств. Мы видим стабильное ухудшение качества кредитного портфеля банков с апреля 2012 г.». Максимум «кредитной сознательности», по его словам, пришелся на апрель 2011 г., когда банки, восстановившись после кризиса, стали активно кредитовать население, не предъявляя к заемщикам серьезных требований.
Если сознательность продолжит снижаться, это может вызвать кредитный кризис уже этим летом, считает Лагуткин, и в этом смысле февраль будет «показательным и решающим для банков» месяцем.
С середины 2012 г. банки пересмотрели отношение к выдаче «легких кредитов» и стали более тщательно проверять заемщиков, подчеркивает он: об этом говорит значительный рост обращений в бюро кредитных историй.
«В прошлом году банки стали проверять кредитную историю каждого второго нового клиента, а также внедрили новые аналитические инструменты, позволяющие выявить кредитных мошенников еще на уровне заявки», — отмечает Лагуткин.
«Риск по кредитам физлицам, за исключением ипотеки и автокредитов, растет в целом по банковской системе, — отмечает член правления, директор департамента анализа рисков «ВТБ24» Александр Соколов. — Это естественный рост, начавшийся с конца 2011 г., когда темпы роста кредитного портфеля набрали существенные обороты». Но во втором полугодии «мы наблюдаем обратную динамику — снижение риска по необеспеченным потребительским кредитам», отмечает Соколов, объясняя это «перенастройкой кредитного конвейера, направленной на более четкое разделение заемщиков с низкой вероятностью дефолта и с высокой в условиях роста кредитной нагрузки в целом по стране».
Доля одобренных кредитов в «ВТБ24» снизилась в ноябре — декабре на 2—3 п. п., но это сезонное явление, связанное со всплеском продаж в конце года, говорит Соколов.
А Сбербанк не наблюдает в своем розничном портфеле и уровне одобрения кредитов изменений, которые можно было бы назвать трендом, говорит его представитель.
Ольга ПЛОТОНОВА, Наталия БИЯНОВА