Лидеры европейских государств на саммите в Брюсселе объявили о готовности сократить расходы бюджета ЕС на 2014—2020 годы. Это условие компромисса с Великобританией. Но «тонкая настройка» рабочего варианта бюджета продолжается: север Европы блокирует увеличение расходов на сельское хозяйство, называя приоритетами науку и образование. От переговоров зависит будущее Евросоюза, признают дипломаты.
Саммит глав 27 государств Евросоюза начался в четверг с опозданием на несколько часов. Это время потребовалось на «тонкую настройку» проекта бюджета в ходе предварительных закрытых встреч, важнейшей из которых стало совещание канцлера Германии Ангелы Меркель, премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона и президента Евросовета Хермана ван Ромпея. Президент Франции Франсуа Олланд не принял участия в переговорах и не готов изменить свою позицию, говорят источники Financial Times.
Делегаты дали понять, что готовы сократить расходы бюджета на 2014—2020 годы до 950 млрд евро с изначальных 1 033 млрд евро. По данным FT, рассматривается даже вариант сокращения до 912 млрд евро.
Сумму расходов в 1,033 трлн евро более года назад предложила Еврокомиссия. Но Великобритания настаивала на резком уменьшении трат, поскольку государство было вынуждено пойти на сокращение расходов внутри страны. «Мы не можем допустить того, что европейские расходы поднимаются все выше и выше, и выше, когда нам приходится идти на сложные решения по многим пунктам», — отмечал Кэмерон.
Переговоры на предыдущем саммите, посвященном бюджету ЕС, в ноябре 2012 года привели к сокращению расходов до 973 млрд евро. Но Британия по-прежнему требовала более масштабных сокращений, а коалиция стран центральной и западной Европы, напротив, более масштабных расходов для борьбы с последствиями кризиса. Утвердить документ не удалось — саммит фактически был провален.
С тех пор переговоры о бюджете не прекращались, но стороны мало изменили свои позиции. «Предложенные (в ноябре) цифры слишком велики, — заявил в четверг Кэмерон. — Они должны быть уменьшены. Если они не будут уменьшены, мы не договоримся». Председатель Европарламента Мартин Шульц предупредил, что заблокирует проект, если он «слишком» отклонится от первоначальных 1,033 трлн евро.
Спорными являются и направления бюджетных трат. В частности, страны севера Европы традиционно недовольны выделением трети всех бюджетных средств на поддержку сельского хозяйства и предлагают направить их на научные исследования и образование — отрасли, которые, по их мнению, способны поддержать рост экономики. «Сегодня мы должны найти ответ на вопрос: каким мы хотим видеть Евросоюз», — отметил Шульц. «Мы должны быть осторожны в вопросе направления расходов, — признала Меркель. — И мы также должны постараться найти компромисс между чистыми донорами и реципиентами».
Начавшийся в четверг саммит — последний шанс принять бюджет ЕС на 2014—2020 годы. В случае дальнейшего затягивания переговоров, по нормам ЕС, сроки, на которые распространяется бюджетное планирование, будут сдвинуты на 12 месяцев.
Подвешенными окажутся миллиарды расходов, предупреждают дипломаты, что приведет к росту неопределенности и обеспокоенности на рынках, срыву долгосрочного планирования и дорого обойдется ЕС. «С таким уровнем безработицы, и особенно молодежной безработицы, провал переговоров (по бюджету — прим. «Газеты.Ru») будет настоящим поражением», — считает австрийский канцлер Вернер Файман, цитата по The Wall Street Journal.
Екатерина МЕРЕМИНСКАЯ