Тринадцатым принципиальным членом платежной системы «Сберкарт» стал Транскредитбанк. Кроме Сбербанка он станет единственным крупным банком, который пожелал участвовать в проекте создания национальной платежной системы за два года с момента ее создания. Но, по признанию сотрудников Транскредитбанка, они не планируют выпускать карты «Сберкарт» и ограничатся их приемом в своих точках.
О том, что Транскредитбанк стал новым принципиальным членом «Сберкарт», платежная система сообщила в пресс-релизе. По словам президента ЗАО «Сберкарта» Александра Капустина, соглашение с банком они рассматривают как стратегическое. «Поскольку Транскредитбанк является основным финансовым партнером ОАО «Российские железные дороги», то сотрудничество с ним позволяет нам одновременно развивать ряд важных и перспективных проектов»,— заявил он. Как следует из релиза, совместный проект расширит возможность безналичной оплаты железнодорожных билетов и услуг в привокзальной торговле, а также позволит обслуживать социальные карты льготных категорий пассажиров.
Вице-президент Транскредитбанка Андрей Купцов подтвердил «Ъ» вступление своей организации в систему, однако от дальнейших комментариев отказался. Между тем другой источник в банке рассказал «Ъ», что проект сотрудничества со «Сберкарт» навязан «сверху». «Этот проект — взаимная уступка президента РЖД Владимира Якунина и бывшего главы Сбербанка Андрея Казьмина. Для банка это экономически неэффективное предприятие, так как ежегодная эмиссия 1,5 млн карт давно налажена с помощью международных платежных систем Visa и MasterCard и банку нет смысла переводить ее на платежную систему, чьи карты практически не обслуживаются в торговых сетях и банкоматах сторонних банков». По словам источника, в ближайшие два года в банке не будет выпущено ни одной карты «Сберкарт». Единственное, на что готов пойти банк,— эквайринг карт, но и он потребует затрат в размере $1,5 тыс. на одну точку приема (банкоматы, pos-терминалы).
Российская платежная система «Сберкарт» создана в 2005 году. Крупнейшим акционером системы (26%) является Сбербанк, остальные пакеты распределены между шестью банками. Принципиальными членами системы являются 12 банков, крупнейшие из которых (кроме Сбербанка) не входят в сотню крупнейших. Объем эмиссии карт системы на 1 октября 2007 года составил 3,2 млн штук. Операции по обслуживанию карт системы проводятся более чем в 9,3 тыс. пунктов выдачи наличных, 9,8 тыс. банкоматов.
Транскредитбанк создан в 1992 году. Основным акционером банка (74,9%) является ОАО РЖД. Обслуживает преимущественно корпоративных клиентов РЖД. По данным журнала «Деньги», на 1 октября 2007 года размер собственного капитала Транскредитбанка составляет 11,9 млрд руб. (
Эксперты, специализирующиеся на карточках в других банках, соглашаются с тем, что сегодня эмитировать карты «Сберкарт» крупному федеральному банку невыгодно. «Стандарты международных платежных систем давно привычны банкам: в них держат большие страховые депозиты, с помощью их карт клиенты могут снять деньги и оплатить товар или услугу в любой точке мира»,— отмечает начальник управления пластиковых карт Собинбанка Андрей Фролов. Поэтому, по мнению директора департамента платежных карт Промсвязьбанка Елены Дворовых, сотрудничество со «Сберкарт» имеет смысл в части не эмиссии, а эквайринга. «Я знаю, что в «Сберкарт» работают по адаптации программного обеспечения к стандартам Visa и MasterCard, но пока карты этой системы обслуживаются преимущественно в дальневосточных регионах»,— говорит госпожа Дворовых.
Сотрудничество со «Сберкарт» для банков станет выгодным только тогда, когда система станет национальной. Но, по мнению господина Фролова, несмотря на то что в мае прошлого года «Сберкарт» была презентована именно в таком качестве, «система не может считаться национальной, если ее распространение ограничено». Пока же, по словам Елены Дворовых, даже участие в ней Транскредитбанка нельзя считать примером, достойным подражания: «Это скорее результат политической инициативы, чем полноценный бизнес-проект».
Анна ДОРОФЕЕВА