Центробанк оставил действующую ставку рефинансирования — 8,25%. Но регулятор изменил подход к резервам по обязательствам банков. Теперь он един для всех источников средств, привлекаемых банками. Условия улучшились для зарубежного финансирования. А организациям, которые предпочитают рост за счет вкладов населения и отечественных компаний, придется доформировать резервы. Центробанк нацелен на «подсушку» внутренней ликвидности и ограничение роста кредитования, указывают эксперты. Из банковской системы уйдет 51 млрд рублей ликвидности, подсчитали экономисты.
Центральный Банк принял решение оставить без изменения уровень ставки рефинансирования (сейчас 8,25% годовых) и процентных ставок по своим операциям. «Указанное решение принято на основе оценки инфляционных рисков и перспектив экономического роста», — сообщает ЦБ по результатам заседания Совета директоров во вторник. Формально оставив ставку рефинансирования на прежнем уровне, ЦБ все же пошел на ужесточение кредитно-денежной политики.
ЦБ установил единый норматив обязательных резервов по всем категориям обязательств кредитных организаций в размере 4,25%.
«Имеется ввиду обязательное блокирование части привлекаемых банками средств на счетах в ЦБ», — объясняет главный экономист HSBC Александр Морозов. Таким образом, регулятор изымает часть ликвидности из банковской системы, умеряя аппетиты финансовых организаций.
Ужесточение денежно-кредитных условий не вызовет существенного замедления экономического роста, так как достаточно высокие темпы роста банковского кредитования сохраняются, заверяет регулятор.
Ранее норматив обязательных резервов для обязательств банков перед нерезидентами в рублях и валюте был 5,5%, а по обязательствам и вкладам резидентов-физлиц и российских компаний — 4%. Введение повышенных резервов по средствам от нерезидентов ограничивало приток краткосрочного иностранного капитала, что помогало избежать нестабильности рубля.
Деньги приходят
«В результате значительно возросшей гибкости курсообразования, а также с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических тенденций актуальность использования нормативов обязательных резервов для целей регулирования движения капитальных потоков значительно снизилась», — пояснили в ЦБ решение о введении единого норматива. Кроме того, введение единого норматива рекомендует МВФ. Новый норматив будет применяться начиная с отчетного периода — с 1 марта по 1 апреля 2013 года.
Всего в банковской системе аккумулировано около 36 трлн рублей средств, из них только 2,6 трлн рублей — депозиты юридических лиц-нерезидентов, говорит руководитель отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА» Станислав Волков.
Таким образом, итоговое сжатие ликвидности с учетом высвобождения резервов по нерезидентам составит 51 млрд рублей, подсчитал эксперт.
«У банков, активно привлекающих средства
Видимо, для ЦБ сейчас важнее «подсушить» внутреннюю ликвидность и ограничить розничное кредитование, считает Волков.
Введение единого норматива проходит на фоне недовольства политикой Банка России со стороны представителей правительства и российского бизнес-сообщества.
Такие ставки (8,25%) «гасят инвестиционную активность», и компании не могут пополнять оборотный капитал, признавал в конце января глава Минэкономразвития Андрей Белоусов. Регулятору уже пора снизить ставки, говорил ранее первый вице-премьер Игорь Шувалов. Ставка рефинансирования могла быть на 1 процентный пункт ниже, но Банк России не уменьшает во избежание разгона инфляции, указывал чиновник.
Глава «Русала» Олег Дерипаска в интервью «России 24» выразился жестче и назвал руководство ЦБ коновалами, которые «продолжают бубнить какими-то общими фразами суеверия свои центрально-банковские».
Розничные банки чаще всего фондируются за счет средств населения, привлечение которых ЦБ и ограничивает. «Еще один канал размещения коротких денег — факторинг, но объемы этого рынка — оборот около 1,5 трлн руб в год — вряд ли пока сильно беспокоят ЦБ», — говорит Волков.
Заявление ЦБ не отразило какого-либо существенного смягчения риторики регулятора, которого можно было ожидать на фоне продолжающейся дискуссии относительно необходимости стимулирования вялого роста экономики снижением ставок, говорит аналитик Райффайзенбанка Мария Помельникова. «При этом регулятор признает, что сохранение данной ситуации (превышение верхней границы целевого ориентира инфляции), как мы и опасаемся, приведет к повышению инфляционного фона, что говорит не в пользу скорого снижения ставок», — отмечает она.
Говорить о том, что Центробанк тормозит развитие экономики, некорректно, полагает директор стратегического и организационного департамента «Абсолют-банка» Равиль Нигматов. «По сути, ЦБ только продемонстрировал, что ситуация с ликвидностью в стране остается напряженной», — считает он. Причина в том, что Россия недостаточно привлекательна для инвесторов, но это не входит в функционал ЦБ, отмечает банкир. «Это должно быть самостоятельной задачей правительства, и добиваться этих целей стоит не изменением ставки рефинансирования, а глобальными инфраструктурными изменениями», — рассуждает Нигматов.
Сергей ТИТОВ