О том, что Сбербанк обсуждает возможность досрочного расчета с бывшими владельцами «Тройки диалог», «Ведомостям» рассказали сотрудник «Cбербанк CIB» и источник, близкий к наблюдательному совету госбанка, где обсуждалась эта тема.
Сбербанк объявил о приобретении «Тройки» в марте 2011 г. За 100% акций компании он тогда заплатил $1 млрд (1,15 капитала), а окончательная сумма сделки должна определиться в будущем году: размер второго платежа будет зависеть от прибыли, которую заработает «Тройка» для Сбербанка, — половина от разницы между средней чистой прибылью за 2011—2013 гг., умноженной на 13,5, и уже выплаченным $1 млрд. При базовом сценарии, когда среднегодовая прибыль составит $175 млн, выплата будет около $700 млн, говорил зампред Сбербанка Андрей Донских. Но если средняя прибыль будет ниже $70 млн, Сбербанк не заплатит партнерам «Тройки» ничего, уточнял президент банка Герман Греф.
В 2011 г. «Тройка» получила убыток, но, как рассказывал прошлым летом руководитель управления инвестиционно-банковской деятельности Тодд Берман, с объединением команд Сбербанка и «Тройки» выручка от инвестбанкинга выросла на 50%. По итогам года бывшая «Тройка» заработает $160 млн, прогнозировал Греф в декабре. Получилось более $250 млн, уточнил соруководитель «Сбербанк CIB» Рубен Варданян, бывший крупнейшим совладельцем «Тройки».
Он подтвердил, что досрочный расчет по второй части сделки обсуждается, но лишь «как один из вариантов развития событий». Причин для этого, по его словам, две. Первая — рост финансовых показателей «Сбербанк CIB»: прогноз прибыли на этот год — $500 млн. Если он сбудется, средняя прибыль составит около $250 млн, а доплата — почти $1,2 млрд, подсчитали «Ведомости».
«Эти результаты получены в том числе за счет активного использования возможностей Сбербанка как группы, которые существенно расширили горизонты «Сбербанк CIB» и принесли много новых клиентов, — объясняет Варданян. — Интеграция идет очень быстро, и чем дальше она продвигается, тем сложнее рассчитать вклад «Тройки диалог» в результаты «Сбербанк CIB», от которых зависит размер платежа, и это тормозит интеграцию».
О том же говорит человек, близкий к руководству Сбербанка: «Чем дальше, тем труднее определять дополнительный value, который банк получил от интеграции бизнеса «Тройки», а переплачивать не хочется. Либо нужно тормозить интеграцию, чего бы тоже не хотелось». Решения еще нет, но возможность расплатиться заранее существует, резюмировал он.
Варданян «не против» досрочного расчета, хотя такое решение потребует согласования партнерства бывших владельцев «Тройки». Это ускорит интеграцию, а деньги будут «хоть и меньше, но раньше».
Их получат бывшие партнеры «Тройки» во главе с Варданяном, которые к тому времени останутся в компании. Отступные южно-африканского Standard Bank, владевшего 36,4% акций, по условиям сделки составляют около 8% от увеличения стоимости «Тройки» к 2014 г. Около 10% среднегодовой чистой прибыли за 2011—2013 гг. будет направлено в интеграционный бонусный пул, который пойдет на мотивацию сотрудников, участвующих в интеграции, говорил в 2011 г. Донских.
Представитель Standard Bank перенаправил запрос «Ведомостей» в пресс-службу Сбербанка, где комментировать возможность досрочного расчета отказались.
С самого начала было очевидно, что у госбанка возникнет такой конфликт интересов, говорит один из инвестбанкиров: помогая «Тройке» привлекать клиентов, он повышал успешность ее бизнеса, а это увеличивает сумму сделки.
Татьяна ВОРОНОВА, Борис САФРОНОВ