Арбитражный суд Москвы снова не смог приступить к рассмотрению по существу иска Федеральной таможенной службы (ФТС) к Bank of New York (BoNY), с которого служба пытается взыскать $22,5 млрд за участие сотрудников банка в 1996—1999 гг. в вывозе капитала из России.
ФТС представила суду возражения на заявление представителя BoNY Ивана Марисина о том, что таможня, нанимая для ведения дела американскую юркомпанию Podhurst Orseck, нарушила бюджетное законодательство и закон о госзакупках. По словам Марисина, ФТС выбрала адвокатов без конкурсной процедуры. Договор не предусматривает выплаты юрфирме аванса, значит, бюджетные деньги не тратились и не было необходимости проводить конкурс, пояснила адвокат ФТС Екатерина Духина: «Минэкономразвития в своем письме подтвердило возможность заключения такого соглашения с юрфирмой».
Представитель Минэкономразвития отказался от комментариев. Письмо Минэкономразвития может учесть суд, но предопределяющего значения оно не имеет, говорит Дмитрий Степанов из «Юков, Хренов и партнеры».
ФТС могла заключить соглашение без конкурсной процедуры, только если у нее есть внебюджетные источники доходов, из которых она может выплатить гонорар, считает партнер «Альфа консалтинг» Александр Иванов. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) закупку пока не проверяла, говорит начальник управления ФАС Михаил Евраев: последняя плановая проверка ФТС была в 2006 г.
ФТС обещала заплатить Podhurst Orseck вознаграждение в 29% от взысканной суммы. То есть до $6,53 млрд. «Гонорар успеха» противоречит информационному письму Высшего арбитражного суда (ВАС), утверждает Марисин. Прямого запрета на «гонорар успеха» в письме ВАС нет, возражала вчера Духина: только решением суда соглашение о его выплате может быть признано недействительным.
ВАС и Конституционный суд не одобряют «гонорар успеха», говорит начальник отдела законодательства ВАС Дмитрий Дедов. Но если клиент его выплатил, никаких претензий со стороны суда к нему не будет. «Гонорар успеха» стоит рассматривать как пари, поэтому в случае его невыплаты адвокат не может рассчитывать на судебную защиту, объясняет Дедов. Нельзя взыскать его сумму и с проигравшей стороны. В таком случае Podhurst Orseck сможет добиться от ФТС только компенсации расходов. При работе группы юристов это максимум 10 000 руб. в день, подсчитал Марисин.
Слушания продолжатся 6 февраля. Процесс затягивается минимум на полгода, отмечает адвокат ФТС Максим Полев.
Дмитрий КАЗЬМИН