Европейские парламентарии не смогли достичь компромисса по новым жестким требованиям к достаточности банковского капитала — «Базель-3». Депутаты также не сумели договориться и по новым правилам бонусов для банкиров и раскрытия банковской отчетности. Повторная попытка будет предпринята на следующей неделе. Впрочем, для российских банков европейская неопределенность в этом вопросе ничего не меняет: ЦБ настаивает на переходе на «Базель-3» с октября.
В ходе обсуждений, продлившихся в Европейском парламенте до позднего вечера минувшего вторника, депутатам не удалось договориться по ряду ключевых вопросов ужесточения регулирования в банковском секторе. По данным Bloomberg, члены Европарламента не смогли прийти к соглашению о четкой процедуре перехода к новым, более жестким требованиям по достаточности банковского капитала («Базель-3»), разработанным Базельским комитетом по банковскому надзору по результатам финансового кризиса. Депутат Европарламента Отмар Карас, возглавляющий профильный комитет, заявил после заседания: «Мы пока еще не готовы. Думаю, что совет пока еще не может заявить о завершении переговоров».
Детали обсуждения не разглашаются. Известно, впрочем, что помимо разногласий о том, как и когда применять новые правила по достаточности капитала, депутаты не смогли договориться и по целому ряду других вопросов. В том числе и об ограничении бонусов топ-менеджеров финансовых корпораций, полномочиях европейского банковского управления и др.
Изначально предполагалось, что первый этап перехода банков на «Базель-3», предполагающий ужесточение требований к их капиталу, стартует с января 2013 года. Однако американские и европейские регуляторы были вынуждены признать срыв сроков, после того как участники финансового рынка ясно дали понять, что они не готовы столь оперативно реализовать более жесткие требования по достаточности капитала первого уровня, ликвидности и рисковым активам. Первыми об этом в ноябре прошлого года заявили американские банки, что было выражено в соответствующем заявлении ФРС. Спустя две недели под давлением представителей европейской банковской отрасли власти Европы дали понять, что вступление в силу «Базеля-3» откладывается и в ЕС (см. «Ъ» от 29 ноября 2012 года).
Тем не менее сложные переговоры между европейскими и американскими регуляторами продолжаются. В минувший четверг глава комитета ЕС по финансовым услугам Мишель Барнье провел в Вашингтоне встречу с членом совета управляющих ФРС Дэниелом Тарулло, в ходе которой стороны согласились с необходимостью скорейшего решения сложившейся проблемы и внедрения «Базеля-3». Правда, если европейские депутаты надеются достичь компромисса на следующей неделе, то, по неофициальной информации, американские конгрессмены намерены договориться весной этого года.
В России, где банки переходят на «Базель-3» также с 9-месячным опозданием — с октября 2013 года, ситуация тем не менее более определенная. «Центробанк не собирается переносить сроки внедрения стандартов банковского регулирования «Базель-3», несмотря на просьбы представителей крупнейших российских банков повременить с внедрением этих подходов»,— заявил в понедельник первый зампред Банка России Алексей Симановский. Ранее глава Сбербанка Герман Греф в интервью газете The Financial Times указывал, что ужесточать регулирование в России пока рано, поскольку российские банки являются главными двигателями восстановления экономики. Жесткая позиция относительно введения «Базеля-3» поддерживается в ЦБ на самом высоком уровне. Недавно председатель Банка России Сергей Игнатьев также заявлял, что Россия планирует ввести требования «Базеля-3» по первоначальному плану, несмотря на возможную задержку в Европе. Для банков это будет означать необходимость соблюдения с октября 2013 года двух дополнительных уровней достаточности капитала — базового (5,6%) и основного (7,6%). Планка достаточности общего капитала при этом останется на текущем уровне 10%. Кроме того, российским банкам придется пересмотреть подход к пополнению капитала за счет субординированных кредитов. Они должны будут отвечать условию поглощения убытков — то есть в критических для банка ситуациях списываться либо конвертироваться в акции.
Впрочем, не все банкиры считают, что Россия слишком поспешно переходит на «Базель-3». «Изначально европейским банкам были поставлены более жесткие сроки, об их смягчении и ведется дискуссия, — говорит руководитель службы риск-менеджмента банка «Уралсиб» Наталья Тутова. — Поэтому вряд ли можно сказать, что мы действуем с опережением. С учетом возможных послаблений по срокам внедрения «Базеля-3» зарубежом, мы движемся примерно в одном формате».
Евгений ХВОСТИК, Светлана ДЕМЕНТЬЕВА