Со вчерашнего дня ставка рефинансирования Центрального банка была повышена на 0,25% — до 10,25%. На столько же теперь могут измениться условия выдачи кредитов и открытия депозитных счетов.
Повышение ставки, под которую теоретически готов кредитовать коммерческие банки ЦБ, произошло впервые за 10 лет (последний раз ставка повышалась в 1998 году). Одновременно на 0,25% увеличились все ставки по предоставлению наличных денег банкам.
Первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев, комментируя агентству «Прайм-ТАСС» принятые в пятницу решения совета директоров, пояснил, что ЦБ считает контроль над инфляцией своей основной задачей и, соответственно, принимает решения для ее реализации: «Мы полагаем, что эта мера, с одной стороны, даст стерилизационный эффект, поскольку повысит привлекательность размещения средств в депозит, а с другой стороны, окажет понижающее воздействие на темпы роста денежной массы, которые по-прежнему остаются высокими, хотя несколько снизились с прошлого года». Другими словами, нововведения должны заставить коммерческие банки меньше брать в долг, меньше тратить (давать в кредит) и больше сберегать.
Однако участники рынка утверждают, что ставка рефинансирования в России особой роли для банковской системы не играет. «В первую очередь это связано с намерением финансовых властей продемонстрировать готовность к жестким мерам в борьбе с инфляцией, но на развитие банковской системы серьезного влияния не окажет, — говорит Анна Панкратова, директор департамента маркетинга розничного бизнеса НОМОС-БАНКа. — Тем не менее «рамочное» повышение ставки все равно может повлиять на условия банков по депозитам и потребкредитам».
Поскольку для банков дорожают источники финансирования, то они будут гнаться за самыми дешевыми из них — депозитами. «
Эксперты замечают, что первыми повышают ставки по депозитам банки, у которых существуют проблемы с фондированием. Поэтому если годовая ставка по депозитам выше уровня инфляции (то есть 12%), то вкладчику стоит задуматься, отдавать ли свои кровные в проблемный банк.
Банкиры уверяют, что на условиях потребительского кредитования повышение ставки ЦБ не скажется. «Банки, конечно, могут автоматически поднять на те же 0,25% кредитные ставки, но вряд ли это будет заметно», — говорит Алексей Клецко.
Не изменятся и средние ставки по автокредитам, уверен зампред правления банка «Авангард» Валерий Торхов. Дело в том, что крупные розничные банки, несмотря на мировой кризис ликвидности, все равно умудряются занимать дешевые деньги за рубежом. К тому же Центробанки США, Англии и Евроцентробанк в рамках борьбы с кризисом в финансовом секторе последний месяц, наоборот, понижают ставки рефинансирования, чтобы облегчить банкам доступ к финансовым ресурсам. Это в свою очередь приводит к тому, что западные деньги дешевеют и для российских кредитных учреждений. Самый свежий пример — банк «Дельта Кредит»: он снижает ставки по ипотечным кредитам на 0,5% вне зависимости от срока кредитования. Председатель правления банка Игорь Кузин объясняет снижение ипотечной ставки именно привлечением дешевых средств на международных долговых рынках.
Между тем небольшие региональные банки к зарубежному фондированию доступа не имеют. Именно поэтому они, по мнению Алексея Клецко, могут не только сделать потребкредиты более дорогими, но и сократить долгосрочные программы — ипотеку, например. Или ужесточать требования к заемщикам, чтобы максимально обезопасить себя от недобросовестных клиентов. Но и это маловероятно, уверена Анна Панкратова.
«ЦБ наконец стал работать на экономику»
Олег Замулин, профессор Российской экономической школы:
— Прежде ставка рефинансирования в проведении денежной политики у нас не играла особой роли, она использовалась лишь как своего рода индикатор. Это и понятно: во всем мире банки кредитовали и кредитуют экономику, а у нас до недавнего времени ЦБ лишь скупал огромное количество иностранной валюты, а кредитование не шло. И только минувшей осенью в связи с мировым финансовым кризисом, когда у российских коммерческих банков исчезли деньги (как известно, прежде они брали кредиты под низкие проценты у западных коммерческих банков, а потом те кредитовать перестали), ЦБ РФ стал учиться работать на экономику. Впервые Центробанк объявил об использовании процентных ставок как инструмента денежной политики: повышена не только ставка рефинансирования (с 10 до 10,25%), но и другие — в частности, кредитования коммерческих банков.
Вполне логично, что рост ставки рефинансирования позиционируется как мера по борьбе с инфляцией: будут меньше брать в долг, следовательно — меньше тратить и больше сберегать.
«Ситуация с инфляцией оказалась непредсказуемой»
Александр Мурычев, первый вице-президент РСПП:
— Повышение ставки рефинансирования — это реакция ЦБ на ситуацию на международных финансовых рынках. Стоимость заимствований, как зарубежных, так и российских, повышается, а предложение денежных ресурсов уменьшается. Ставки межбанковского кредитования растут, банки опасаются негативного развития ситуации на финансовых рынках, так что действия ЦБ вполне отвечают изменениям в реальной экономике. Что касается инфляции, то ситуация не улучшилась, более того — она оказалась непредсказуемой. Сейчас она зависит не от того, что ЦБ делает то или иное заявление по борьбе с ростом цен, а от взвешенной и системной работы правительства. Проблема заключается в том, что с начала лета растут цены на международных сельхозрынках, а цены на сельхозпродукцию все больше зависят от стоимости энергоресурсов. Для решения вопроса с инфляцией надо создавать такие механизмы, которые повысили бы деловую активность российского товаропроизводителя внутри страны, чтобы выпускалась качественная продукция для внутреннего потребления.
София ЗЫРЯНОВА