Ипотечный кризис в США и спровоцированный им «кризис доверия» на развитых финансовых рынках пока затронул Россию только «по касательной». Однако банкирам это обстоятельство не внушает оптимизма. По их мнению, в 2008 году у многих участников национального банковского рынка будут возникать проблемы с долгосрочной ликвидностью, а значит, и с темпами роста бизнеса, и с выполнением норматива достаточности капитала. Конечно, все это будет иметь место быть только в том случае, если финансовые власти страны не предпримут меры по «спасению утопающих».
Стрельба из пушек по кризису
Представители российских финансовых властей пока как раз склонны оценивать ситуацию с осторожным оптимизмом. «Центробанк подготовил план борьбы с кризисом ликвидности, в котором предусмотрено четыре этапа кризиса — легкий, средний, тяжелый и худший. Мы дошли до среднего этапа и не допустили выход на третий этап», — сообщил в ходе своего выступления на III Международной конференции «РЕПО и кредитование ценными бумагами» директор департамента операций на финансовых рынках Банка России Сергей Швецов. Очевидно, то, что ситуацию удалось остановить на переходе от «среднего» к «тяжелому» этапу, позволило представителю ЦБ озвучить сдержанно-позитивный прогноз. «ЦБ РФ не ожидает до конца года никаких потрясений на российском финансовом рынке», — заявил
Представитель регулятора российского банковского рынка не скрывал своей гордости: по его словам, меры, разработанные ЦБ в рамках преодоления кризиса ликвидности, доказали свою эффективность. Банк России снизил дисконты рефинансирования по ломбардным кредитам и по РЕПО (правда, Сергей Швецов тут же пояснил, что это временная мера, и когда ситуация нормализуется, ставки вернутся на докризисные уровни). Кроме того, регулятор расширил ломбардный список, то есть снизил рейтинги бумаг, которые могут быть приняты в качестве обеспечения под кредиты, предоставляемые ЦБ РФ. Это, как пояснил директор департамента Банка России, было сделано для того, чтобы на кредиты ЦБ могли рассчитывать и мелкие, и средние банки, которые раньше не могли предоставить под займы необходимое обеспечение. Наконец, была снижена ставка по операциям своп. «В результате принятых мер в настоящее время банки могут занять у ЦБ средства на один день под 8%, на неделю — под 7%», — пояснил Сергей Швецов. По мнению директора департамента ЦБ РФ, ситуация с ликвидностью на российском банковском рынке к настоящему моменту нормализовалось, и пока нет оснований говорить, что есть тенденция к ее ухудшению в следующем году.
С высокой оценкой, выставленной российским властям за борьбу с кризисом, банкиры спорить не стали. Большинство участников конференции признали, что регулятор в сложившейся ситуации действовал весьма эффективно и быстро. Тем более если учесть, что проблемы с ликвидностью возникли внезапно, и 2007 год
Не удивительно, что при таком раскладе у многих национальных финансово-кредитных структур возникли серьезные проблемы. И можно только порадоваться тому, что ЦБ, как выразился вице-президент Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) Игорь Марич, «выстрелил из всех орудий». «Не все снаряды к настоящему моменту долетели, однако стало ясно, что помощь банкам со стороны регулятора будет, и эта помощь будет достаточно мощной и будет оказана в понятных рынку инструментах», — поддержал его вице-президент банка West LB Восток Александр Афанасьев.
Что день грядущий всем готовит?
Однако, похоже, что банкиры оценивают перспективы дальнейшего развития ситуации на межбанковском рынке куда менее оптимистично, чем представители ЦБ РФ. Их точку зрения можно, наверное, сформулировать так: потрясений национальный банковский сектор действительно избежал, однако никто не поручится за то, что ему не предстоят в 2008 году серьезные испытания. Во-первых, потому что кризис ликвидности на рынках капитала, ставший прямым продолжением ипотечного кризиса в США, судя по всему, далек от завершения. На сегодняшний день, как подчеркивают банкиры, ведущие западные банки продолжают формировать огромные резервы под «плохие долги». Возможно, иностранные финансово-кредитные структуры банально перестраховываются, и их реальные потери от ипотечного кризиса будут значительно меньшими, чем это представляется сейчас. Однако пока действительность такова, что на счетах крупнейших банков-кредиторов «замораживаются» миллиарды долларов — те самые миллиарды, которые в докризисное время направлялись, в частности, на предоставление кредитов российским финансовым структурам.
Это, впрочем, только одна сторона медали, говорят эксперты. Другая ее сторона в том, что кризис ликвидности не столько создал на российском финансовом рынке новые проблемы, сколько «высветил» уже давно существовавшие, например, низкую монетизацию российской экономики (по оценкам, составляет порядка 30%, что намного ниже аналогичных показателей в странах с развитой экономикой) и ограниченное количество внутренних источников фондирования. «Теоретически у банков есть три главных источника финансирования — средства бюджета, деньги домохозяйств (клиентов банков) и внешние заимствования», — поясняет Александр Афанасьев (West LB Восток).
Однако, как подчеркивает специалист, специфика российской ситуации в том, что бюджет источником пополнения средств для банков пока не стал, а внешние заимствования, которые были для банков настоящей палочкой-выручалочкой в годы бурного роста рынка, теперь становятся все менее выгодными и все более труднодоступными. Что касается клиентских средств, то этот источник, как подчеркивали другие участники конференции, является крайне непостоянным: для того чтобы спровоцировать их отток со счетов банков, достаточно даже не кризисных явлений, а всего лишь слухов о возможности наступления «тощих времен». Все это, как подчеркивает Александр Афанасьев, делает чрезвычайно актуальным вопрос об источниках фондирования. «То, что делает сейчас Центральный банк, просто замечательно, однако надо отдавать себе отчет в том, что его действия пока сводятся к замещению краткосрочной ликвидности. Это своего рода «латания дыр», а вопрос надо ставить более принципиально, и думать не только о том, как преодолеть нынешние проблемы, но и о том, как решить задачу с источниками долгосрочного фондирования для банков», — подчеркивает специалист.
Однако на решение этой проблемы явно потребуется время, а пока участники рынка думают о том, какие направления банковского бизнеса могут сильнее всего пострадать
Анастасия СКОГОРЕВА