К 2020 году Россия перестанет быть сырьевым придатком и станет развитым «инновационным обществом». Такую перспективу обрисовал Владимир Путин, выступая в пятницу на Госсовете. Из многочисленных задач, обозначенных президентом, стоит выделить две наиболее существенные. Во-первых, президент дал понять, что рисков чрезмерного вмешательства государства в экономику нет. Во-вторых, под занавес своего правления он решил исполнить мечту бизнеса о снижении ставки НДС. Это можно понимать как сигнал к новой реформе налоговой системы: бремя госзадач с бизнесом разделит население.
Едва ли не половина речи Владимира Путина на Госсовете была посвящена итогам его деятельности на посту президента. И похвалиться тут было чем. По крайней мере, основываясь на данных официальной статистики. Россия вошла в семерку крупнейших экономик мира. За восемь лет объем иностранных инвестиций в страну вырос в семь раз, товарооборот с зарубежными странами увеличился в пять раз, а реальные доходы граждан и пенсии возросли в 2,5 раза. «Главная мысль выступления: все, что было намечено — выполнено», — говорит директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.
Главный ориентир для правительства (как ожидается, Путин сам его и возглавит) — построение «инновационного общества». Путин прямо указал на необходимость «устранить чрезмерное административное давление на экономику». Госсектор экономики, в котором сейчас работает 25 млн человек, в ближайшие годы должен быть сокращен. «Президент дал понять, что рисков чрезмерного вмешательства в экономику нет, — рассуждает зампред налогового комитета РСПП Сергей Беляков. — Крупные госкорпорации создаются на непродолжительный отрезок времени».
Вице-президент компании AGA Management Николай Фрейтак считает, что президент, по всей видимости, предлагает отдать в частные руки неприбыльные отрасли. А руководитель департамента налогов и права компании «Бейкер Тилли Русаудит» Эдуард Кучеров полагает, что, говоря об уменьшении госсектора, президент имел в виду не уменьшение числа крупных госкорпораций и уничтожение ФГУПов, а «сокращение бюрократии и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании».
Второй важный момент в речи президента — снижение НДС. «Надо установить единую и максимально низкую ставку НДС», — заявил Путин. Глава экспертного управления президента Аркадий Дворкович уточнил: НДС может быть снижен до 12—13%. Бизнес инициативу Путина приветствует. По словам председателя «Деловой России» Бориса Титова, особенно приятно слышать такие слова после категорических заверений Минфина о том, что налоговая реформа завершена. По мнению Сергея Белякова, «снижение НДС способно обеспечить структурные изменения в экономике, стимулировать развитие перерабатывающих отраслей и снизить зависимость от внешней конъюнктуры на энергоносители».
Впрочем, главное — это не конкретные проценты по налогу, а публично озвученная идея пересмотра одного из столпов фискальной системы. На очереди и другие новации. Могут пересмотреть ЕСН и налог на прибыль. Николай Фрейтак считает, что радикально снизить ЕСН в ближайшие годы будет невозможно: из него финансируются не только пенсионные выплаты, но и социальные программы. Налог на прибыль также резко снижаться не будет, но могут быть увеличены льготы, например на НИОКР.
Там, где «недоплачивает» бизнес, можно спросить с граждан. Эдуард Кучеров полагает, что до 2020 года Россия, вероятно, вернется к прогрессивной ставке подоходного налога. «Скорее всего в рамках мировых тенденций будут увеличены имущественные налоги и арендные платежи за землю», — считает он. Власть может сказать, что дала людям время оформить имущество (взять хотя бы дачную амнистию), а теперь пришло время собственника платить за пользование им.
Ведущий консультант отдела налогообложения и судебной защиты ЗАО «АКГ «Развитие бизнес-систем» Валерий Протащик надеется, что при этом власти не будут увлекаться чрезмерным администрированием. «Налоговая система страны, несмотря на многочисленные изменения в законодательстве, достаточно проста и понятна, — говорит Валерий Протащик. — Чрезмерное же упрощение как раз-таки оставляет больше возможностей для произвола, чем подробно прописанные процедуры налогообложения». Более актуально, по мнению эксперта, упорядочивание правоприменительной практики со стороны фискальных и судебных органов.
Мария СЕЛИВАНОВА