Северо-Западный Сбербанк расширяет сеть VIP-отделений. В ближайшее время к уже имеющимся в Петербурге 12 офисам банк готовится открыть VIP-зону во Всеволожске, в следующем году — в Новгороде и Калининграде. Интерес банка к богатым клиентам, число которых в последние годы неуклонно растет, вполне понятен: иметь специальные private banking подразделения сегодня должен любой универсальный банк, считают эксперты.
На 1 января сеть точек обслуживания Северо-Западного банка Сбербанка включала 1040 подразделений: 823 специализированных офиса по обслуживанию физилиц, 18 по обслуживанию юрлиц, 199 универсальных офисов. Банком организовано семь центров ипотечного кредитования, 33 мини-банковских офиса, 11 круглосуточных электронных офисов самообслуживания.
Для обслуживания VIP-клиентов в банке уже организовано 14 подразделений, в том числе 12 в Петербурге, по одному в Мурманске и Пскове. В ближайшее время будет открыта VIP-зона во Всеволожске, а в 2009 году — в Великом Новгороде и Калининграде. Как сообщили РБК daily в банке, в VIP-офисах предоставляется расширенный перечень услуг, в том числе брокерские и депозитарные услуги, операции с драгметаллами. С клиентами работают персональные менеджеры, которые в том числе консультируют по вопросам работы на фондовом рынке.
Сегодня специализированные офисы для обслуживания VIP-клиентов имеет практически каждый универсальный банк, отмечают участники рынка. В среднем в российских банках VIP-клиенты составляют от 1 до 5% клиентской базы, и, как правило, они обслуживаются в специализированных подразделениях или отдельно выделенных точках в обычных офисах, где услуги можно получить в атмосфере повышенной комфортности. «В каждом банке свое понимание VIP-клиентов. В Банке Москвы, например, эксклюзивный сервис будет обеспечен клиентам с активами 20—200 тыс. долл., а клиенты с активами от 200 тыс. долл. до 1 млн долл. могут дополнительно пользоваться услугами компаний, входящих в клуб Premium (ресторан, магазины, агентства недвижимости и т. д).», — отмечает управляющий директор департамента Private Banking Банка Москвы Дмитрий Брейтенбихер. По его словам, за последние три года число VIP-клиентов в банке увеличилось более чем в пять раз.
«Я слышал, что в Сбербанке есть такие отделения, но не знаю, какие именно услуги они предлагают, — говорит сотрудник петербургского банка. — Полагаю, их клиентами являются владельцы и топ-менеджеры компаний, обслуживающихся в банке, с личными активами от 100 тыс. долл.». По мнению собеседника, людей с доходами более 1 млн долл. в Петербурге несколько тысяч, «так что неудивительно, что Сбербанк открывает офис во Всеволожске, где сегодня проживают состоятельные люди».
Управляющий петербургским филиалом банка «Глобэкс» Илья Морозовский считает открытие VIP-офисов «революционным преобразованием» Сбербанка. «Сомневаюсь, что банк сможет сразу предоставить услуги private banking на должном уровне. Для этого необходимы квалифицированные менеджеры».
Виктория АЛЕЙНИКОВА