Экстенсивный рост в секторе автокредитования завершается. Увеличившаяся стоимость привлечения финансовых ресурсов вынуждает банки тщательнее оценивать платежеспособность клиентуры. Такой подход ведет к распространению инновационных программ, с помощью которых банки будут конкурировать за клиентов. По некоторым прогнозам, подобная тактика приведет к тому, что автомобильный рынок в текущем году вряд ли вырастет более чем на 10%.
Потери на старте
Средний годовой рост в сегменте автокредитования в период с 2002 по 2006 год составил 93%. В середине 2007 года эксперты банка «Союз» прогнозировали, что в последующие годы в кредит может продаваться более половины всех машин на рынке. Однако прогнозы эти пока не оправдываются. Автомобильный рынок, по прогнозам аналитиков, в 2008 году вряд ли вырастет более чем на 10%. Тому есть несколько причин.
В 2007 году банкиры стали признавать, что случаи мошенничества с автокредитами в России участились. Казалось бы, кредиты на покупку автомобиля представляют для банков наименьшие риски из всех потребительских кредитов: покупатель оставляет банку в залог паспорт транспортного средства (ПТС). Однако в ГИБДД до сих пор нет системы регистрации машин, находящихся в залоге. Владелец кредитного автомобиля может обратиться в ГИБДД с заявлением о потере ПТС, получить новый паспорт и перепродать машину, после чего уклониться от выплат по кредиту. Открытыми списками неблагонадежных кредиторов банки не располагают, и тот же самый человек может воспользоваться услугами другого банка.
Ипотечный кризис в США увеличил стоимость привлечения денежных ресурсов и для российских банков, и они начали перестраховываться. Большинство банков ужесточило сроки выплат по кредитам: если раньше банки часто позволяли клиентам помесячно выплачивать лишь проценты, а основную сумму — в конце квартала, то теперь такая возможность на рынке стала редкостью. Даже транснациональные Raiffeizen и BSGV, не говоря уже о российских частных банках, в конце 2008 года повысили минимальные ставки по кредитам на 0,5—3%.
Увеличив ставки по кредитам, банки одновременно ужесточили требования к заемщикам. Так, на недавней конференции региональных дилеров Subaru отказы в предоставлении кредита называли самой главной проблемой, тормозящей продажи. Другой тренд выявило исследование auto-dealer.ru, в рамках которого сотрудники портала инициировали несколько заявлений на получение кредита в разных банках. Служба безопасности каждого из них позвонила на заявленное в анкете место работы, чтобы проверить достоверность указанных потенциальным клиентом данных. Похожее исследование, проведенное три года назад, показало, что практически все банки верили заемщикам на слово. «Кредиты выдаются аккуратно,— говорит экс-глава Дельтабанка и гендиректор «Ингосстраха» Александр Григорьев.— И самый эффективный банковский инструмент — это отказ от их предоставления».
Командная борьба
Ужесточение финансовых условий привело к большей самостоятельности на рынке кредитования автопроизводителей и их дилеров.
В конце 2007 года сразу два автопроизводителя — Toyota и DaimlerChrysler — запустили в России свои собственные банковские проекты: Тойота Банк и «ДаймлерКрайслер Банк Рус». Дочерний банк концерна GM General Motors Acceptance Corp. вышел на рынок, заключив стратегическое партнерство с Альфа-банком». В 2008 году собственное финансовое подразделение в России откроет концерн BMW.
Иностранные автоконцерны объясняют свой интерес к России ростом продаж иномарок, вслед за которым развивается и рынок кредитования. На самом же деле дочерние банки автоконцернов вполне смогут не только побороться за расширение рынка, но и спровоцировать передел сложившейся на нем расстановки сил.
Президент Тойота Банка Олаф Найтцш в октябре 2007 года заявил, что процентные ставки, которые предлагает банк, будут «соответствовать рыночным условиям». На практике это означает, что финансовые условия кредитования у «дочек» автоконцернов не ниже средних по рынку: в банковском секторе производители собираются конкурировать на уровне удобства обслуживания. Отделения Тойота Банка и «ДаймлерКрайслер Банка Рус» будут открываться в дилерских центрах, и процедура запроса и рассмотрения заявок на кредит сильно сократится.
Другие автоконцерны — Ford, Nissan, Renault, Audi — не стали открывать собственные банки в России, но каждый из них заключил партнерство с ограниченным кругом российских банков и продает машины по специальным кредитным программам. Производители берут на себя частичное погашение процентов по кредиту, в результате автомобили Ford, например, можно приобрести по программе ««Форд» в кредит» с процентной ставкой 1,9% или 4,9% годовых, взяв кредит у одного из шести банков-партнеров. Это выгодно не только банкам, которые через такие программы получают самых надежных заемщиков, но и самим производителям: они выигрывают на росте объемов продаж.
В сложных финансовых условиях мало кто из банков самостоятельно предоставляет кредиты на покупку непосредственно в автоцентрах. Так делают лишь несколько банков — Собинбанк, Мастер-банк, Оргрэсбанк и банк «Агроимпульс», остальные же заручаются поддержкой автодилеров. Дальше всех пошел Альфа-банк, который запустил для них новый на российском рынке корпоративный банковский продукт — floor-plan, или финансирование оптовых поставок машин. Автодилеру предоставляется возобновляемая кредитная линия в размере от 5 млн рублей. В отличие от нецелевого корпоративного кредитования, по программе floor-plan не требуется дополнительного обеспечения кредита — в качестве залога выступают приобретаемые дилером автомобили. Проект реализован совместно с логистической компанией DHL, чтобы как можно быстрее доставить хранящиеся в банке документы на автомобиль, когда дилер продаст его клиенту и сможет погасить кредит.
Перечисленные проекты свидетельствуют о постепенной смене тренда на рынке автокредитования: от экстенсивного роста участники авторынка переходят к инновационным решениям. Потому что все хотят приумножить доходы.
Подержали и продали
В 2007 году несколько рыночных
Все это лишь доработки классических схем, но одновременно с ними на российском рынке появляются новые формы автомобильных кредитов, и банки открывают новые ниши. Одно из нововведений — перекредитование, которое распространено на ипотечном рынке, но почти не применяется в сфере автокредитов. В свое время несколько банков, в частности «Русский стандарт» и Home Credit Bank, инициировали бум экспресс-кредитов. Эта форма кредитования предполагает процентную ставку, иногда превышающую 20% годовых, но при этом избавляет от необходимости предоставлять справку о доходах. Сейчас среди автовладельцев, уже выплачивающих экспресс-кредит, появилось немало тех, кто может эту справку предъявить и в теории — уменьшить процент по кредиту.
Другая свободная ниша в автокредитовании — обеспечение сделок на вторичном рынке. Три года назад был настоящий бум на рынке новых автомобилей, теперь купленные в то время машины начинают поступать на вторичный рынок, где ожидается такой же всплеск продаж. Однако для покупки автомобилей у физических лиц используются по большей части обыкновенные потребительские кредиты с процентной ставкой значительно выше, чем в автокредитовании. Пока покупателей подержанных машин кредитуют немногие банки, например МДМ-банк, МБРР и УРСА Банк, но в 2008 году выдача кредитов на покупку подержанных машин станет практически повсеместной. Еще один сегмент авторынка, где банки до недавнего времени ограничивались потребкредитами,— мототехника, яхты и катера. До недавнего времени эта техника считалась у банкиров экзотикой, но в 2008 году многие из них запустят программы кредитования и для ее покупателей.
Недооцененным сектором рынка является кредитование покупки машин по схеме buy-back — своеобразного лизинга для физических лиц, когда покупатель автомобиля совершает платежи за пользование им, а по истечении определенного времени дилер выкупает машину обратно. Пока программы кредитования обратного выкупа предлагают немногие: она есть у Райффайзенбанка, «Абсолют банка»; начальник управления автокредитования МБРР Полина Берсенева называет ее одной из приоритетных для своего банка.
По словам Полины Берсеневой, в будущем российские частные банки будут делать ставку именно на новые для российского рынка инструменты вроде кредитования программы buy-back. Правда, здесь существует препятствие для развития посильнее кризиса ликвидности или консерватизма банкиров. Наиболее привлекательные клиенты российских банков, в отличие от западных заемщиков, не стремятся привыкать к кредитным нововведениям. Неспроста под сделки buy-back на Западе выдается 70% автокредитов, а в России — не более 5%. Перед тем как соревноваться в области новых кредитных программ, банкирам, по их же собственному признанию, предстоит образовывать клиентов, которые в общей массе пока считают банковские
Пока ясно одно, что ужесточение условий выдачи автокредитов неминуемо приведет к повышению процентной ставки, что, в свою очередь, может привести к росту неплатежей. Впрочем, ресурс в этом отношении для российского рынка автокредитования пока не исчерпан. В международной практике уровень неплатежей по автокредитам в 5% считается критичным. В России эта цифра пока колеблется на отметке 2,5%.
Павел ЩУР