Альфа-банк в начале марта открыл в Санкт-Петербурге офис элитного банковского обслуживания для клиентов. Сейчас в Петербурге функционирует около трех подобных офисов. Остальные банки обслуживают «специальных» клиентов в обычных офисах. Между тем банкиры считают, что для элитных клиентов необходимо специальное обслуживание и разделять потоки клиентов необходимо. В дальнейшем число отдельных офисов по обслуживанию VIP-клиентов будет только расти, говорят эксперты. Банки в борьбе за клиента будут предлагать все более изысканные услуги и продукты, отходящие от банковского бизнеса, но приносящие удобство и комфорт клиентам.
Формат отдельного офиса для обслуживания VIP-клиентов успешно опробован Альфа-банком в Москве, где работают уже три отделения «А-Клуб», рассказал Ъ Алексей Марей, руководитель блока «Розничный бизнес» Альфа-банка. «Люди определенного круга и достатка нуждаются в обслуживании высокого уровня. Это не совсем стандартное банковское отделение, а скорее бизнес-клуб», — говорит он. В отделении для «специальных» клиентов можно получить не только полный спектр банковских продуктов, но и другие услуги. Например, можно встретиться с партнерами для ведения переговоров. По мнению представителей банка, потенциальными клиентами отделения могут стать более 1 тыс. клиентов банка. Управляющим VIP-отделением «А-Клуб» в Петербурге назначена Полина Короткова, которая ранее работала в Ситибанке руководителем департамента по работе с VIP-клиентами.
Сейчас в Петербурге подобные офисы по обслуживанию элитных клиентов есть у инвестбанка «КИТ Финанс», банков «Зенит» и «Уралсиб». Подразделение private banking Банка Москвы работает в центральном офисе. Сейчас у этого подразделения около 30 клиентов. «Для банка важны все клиенты, но для тех, кто доверяет в управление банку сумму в $500 тыс. и более мы предлагаем специальные условия обслуживания», — говорит представитель пресс-службы банка. При этом у банка нет отдельного офиса. «Создавать специальное отделение или допофис пока нерентабельно, а вот спецподразделение для VIP-клиентов — это необходимость», — считает эксперт.
«Услуга private banking сейчас есть у многих банков, но как правило эта услуга предоставляется на базе допофисов», — рассуждает Юлия Эльдарова, директор организации продаж главной исполнительной дирекции управления региональным бизнесом «Уралсиба» «Дивизион Запад». Банки предпочитают открывать такие дирекции в дорогих районах. «Как правило, вход в private banking обходится клиентам от $500 тыс., поэтому к ним нужен определенный подход и условия», — поясняет госпожа Эльдарова. Между тем не все банки считают необходимым открывать офисы для элитного персонала. «Мы считаем, что открывать отдельный офис для VIP-клиентов нет никакой необходимости», — сообщает вице-президент банка «Санкт-Петербург» Михаил Горба, курирующий VIP-клиентов. Обслуживание VIP-клиентов банк проводит на базе одного из допофисов. Открытие отдельного же офиса, рассуждает господин Горба, экономически необоснованно. Впрочем, открытие элитного офиса — не слишком дорогое удовольствие. По словам господина Марей, стоимость открытия офиса для VIP-клиентов сопоставима с затратами на открытие обычного офиса.
Участники рынка уверены, что в дальнейшем рынок private banking будет активно развиваться. Конкуренция обострится
Анна АХМЕДОВА